Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

217 Оленный народ все стадо сплотится, а из рук олень ничего не берет. Человека возит, у челове­ ка защиту просит, человеком брезгует. Таков олень»/5, с. 63 — 64]. Вот некоторые клейма, собранные Яковом Ивановичем Юшковым, пен­ сионером, бывшим главным бухгалтером совхоза «Тундра» села Ловозера (см. табл. 1). Таблица 1 Перечень ушных клейм оленей по оленеводческим бригадам на 1 января 1987 года Клейма, по сообщению Н. Озерецковского, служили не только для рас­ познавания оленей, но и для «сохранения их от проезжающих мореходов, которые могли бы убить дворового оленя вместо дикого, если бы не было на нем никакого знака». ПРИМЕЧАНИЯ 1. Вольфганг Бауер, Ирмтраур Дюмоц, Сергиус Головин. Энциклопедия символов. — Москва, 1995. 2. Лукьянченко Т. В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольского полуострова в конце XIX — XX в. — Москва, 1971. 3. Панкратов С. Мой Север. — Мурманск, 1961. 4. Саамские сказки. — Мурманск, 1980. 5. Справочник по народам СССР / 3. Е. Черняков. Кольские лопари. — Л., 1931. 6. Статистические данные по колхозам взяты из книги А. А. Киселева и Т. А. Киселевой «Советские саамы» (1979) и дополнены автором. 7. Харузин Н. Н. Русские лопари: Очерки. — М., 1890. 8. Чарнолуский В. В. В краю летучего камня. — Москва, 1972.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz