Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
216 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель Олениха, выбирающая путь — нюнэхь аллт. Нетелившаяся олениха — роноаллт, хапторка или вузьхемь аллт. Молодая важенка — нурр аллт или нурр вуажь. Старая важенка — пуэресь аллт. Олениха, дарящаяся родителям на первенца-девочку — нйццлэс вуссь. Названия, связанные с оленями и оленеводством: Пыжик — шкурка новорожденных оленят, русское слово. Ласкательная форма обращения к оленю — вуэзэнч, вуэза. Оленевод — пуазпынней. Обряд жертвенного поедания оленя — лухтваррь. Ошейник оленя — кёллрйссэм. Олений рог — чуэррьв. У оленьих рогов верхнюю часть обрезают. Если остается впереди один нижний отрос ток — эввт пбррк; если два — эввт порк. В одной из предыдущих глав уже говорилось о саамских клеймах как метке собственника. Но кроме так называемых фамильных знаков — клейм, существовало еще и клеймение оленей путем особых отметин на ушах. Такие метки применяются саамами и по сей день. Кроме меток, оленям привязывались небольшие дощечки: на одной стороне рисовалось клей мо рода, на другой — общее саамское клеймо [7, с. 252]. Называлось оно вить-суть, то есть пятиугольник. Скорее всего, у саамов это был общий олений оберег. В энциклопедии символов читаем: «В народе такую звезду называли “ведьминой ногой”» [1, с. 39]. Автор труда «Dt Occulta Philosophia» немец Генрих Корнелий Агриппа Неттесгеймский (родился в 1487 году) вписывал в этот рисунок фигуру человека. Верхний луч — голова, остальные лучи — руки и ноги. Человек в этой магической пентаграмме символизировал мик рокосмос [1, с. 40, 429]. Не думаю, что древние саамы знали предположения ученых, но то, что они ничего не делали просто так, это однозначно. И что бы звезда не озна чала, она и у саамов имела какой-то магический смысл. Клеймами саамы очень дорожили и считали необходимым поставить в известность как своих соплеменников, так и саамов других погостов об из менении клейма. Официально замена происходила в том случае, если сын отделялся и создавал свою семью. Чтобы получить право пользоваться личным клеймом, необходимо было спросить разрешение у погоста. Клеймение телят саамами производится при рождении, начиная с мая и до 20 июня согласно клейму важенки, принадлежащей хозяину. Каждый хо зяин имеет личное клеймо. Какое клеймо дать хозяину оленей раньше реша ли на собрании старейшин мужчин. Клеймятся телята путем вырезания но жом особых знаков на ушах. «Как клеймить? Просто — подложил хорей, по уху раз-два — готово. Только руками не трогай — важенка не возьмет, подо хнет тогда теленок. Такие они... Волк появится — сейчас вокруг человека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz