Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

216 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель Олениха, выбирающая путь — нюнэхь аллт. Нетелившаяся олениха — роноаллт, хапторка или вузьхемь аллт. Молодая важенка — нурр аллт или нурр вуажь. Старая важенка — пуэресь аллт. Олениха, дарящаяся родителям на первенца-девочку — нйццлэс вуссь. Названия, связанные с оленями и оленеводством: Пыжик — шкурка новорожденных оленят, русское слово. Ласкательная форма обращения к оленю — вуэзэнч, вуэза. Оленевод — пуазпынней. Обряд жертвенного поедания оленя — лухтваррь. Ошейник оленя — кёллрйссэм. Олений рог — чуэррьв. У оленьих рогов верхнюю часть обрезают. Если остается впереди один нижний отрос­ ток — эввт пбррк; если два — эввт порк. В одной из предыдущих глав уже говорилось о саамских клеймах как метке собственника. Но кроме так называемых фамильных знаков — клейм, существовало еще и клеймение оленей путем особых отметин на ушах. Такие метки применяются саамами и по сей день. Кроме меток, оленям привязывались небольшие дощечки: на одной стороне рисовалось клей­ мо рода, на другой — общее саамское клеймо [7, с. 252]. Называлось оно вить-суть, то есть пятиугольник. Скорее всего, у саамов это был общий олений оберег. В энциклопедии символов читаем: «В народе такую звезду называли “ведьминой ногой”» [1, с. 39]. Автор труда «Dt Occulta Philosophia» немец Генрих Корнелий Агриппа Неттесгеймский (родился в 1487 году) вписывал в этот рисунок фигуру человека. Верхний луч — голова, остальные лучи — руки и ноги. Человек в этой магической пентаграмме символизировал мик­ рокосмос [1, с. 40, 429]. Не думаю, что древние саамы знали предположения ученых, но то, что они ничего не делали просто так, это однозначно. И что бы звезда не озна­ чала, она и у саамов имела какой-то магический смысл. Клеймами саамы очень дорожили и считали необходимым поставить в известность как своих соплеменников, так и саамов других погостов об из­ менении клейма. Официально замена происходила в том случае, если сын отделялся и создавал свою семью. Чтобы получить право пользоваться личным клеймом, необходимо было спросить разрешение у погоста. Клеймение телят саамами производится при рождении, начиная с мая и до 20 июня согласно клейму важенки, принадлежащей хозяину. Каждый хо­ зяин имеет личное клеймо. Какое клеймо дать хозяину оленей раньше реша­ ли на собрании старейшин мужчин. Клеймятся телята путем вырезания но­ жом особых знаков на ушах. «Как клеймить? Просто — подложил хорей, по уху раз-два — готово. Только руками не трогай — важенка не возьмет, подо­ хнет тогда теленок. Такие они... Волк появится — сейчас вокруг человека

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz