Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
18 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель селее той морозной вьюги, когда по гладкой снеговой равнине вихрем не сешься в своей кереже, запряженной четверкою сильных рослых быков-оле- ней, в свою тупу, к своей семье, где находишь у разведенного костра испе ченную свежую оленину? Нет, мы не сравним нашу привольную жизнь с приневольною жизнью в городах: нам вежа, тупа — лучше всякого камен ного дома» [26, с. 65 — 66]. О том, что саамы не желали менять свой образ жизни, написано и в «Живо писном обозрении» 1840—1841 года(том6): «...попробуйте убедить лапланд ца в нелепости его жизни, в глупости его понятий и обычаев — он не только не поверит вам, он даже не поймет вас и не подумает оставить своей жалкой жиз ни, которая вся проходит в лишениях, трудах и нравственном онемении. Но для него кажется она лучше всего: такова сила привычки» [3, с. 374]. Герой в романе «Солнце ездит на оленях» русского советского писате ля Алексея Венедиктовича Кожевникова рассказывает сказку о том, как за хотел русский царь наградить одного саама, что воевал за него и помог побить всех врагов. Показал ему свои хоромы и говорит, мол, бери, чего хочешь. А саам ничего не выбрал. Тогда царь одел героя, обул, на пир по звал и говорит: живи у меня. Угостился саам, поблагодарил царя и отве тил, мол, пойду-ка я к себе домой в Лапландию жить, рыбу ловить, оленей пасти, сказки слушать. Удивился царь, не видывал он еще такого человека, чтоб от его милостей отказывался. А саам объяснил свой отказ так: «Спору нет, хороши, светлы, красивы твои хоромы, а Лапландия еще лучше. Наши горы больше твоих дворцов, наше небо выше твоих потолков, наше солн це, луна, звезды, северные сияния ярче твоих ламп. Свою Лапландию ни на что не променяю...» [7, с. 242] Не хотели тогда саамы покидать своей Лапландии, не хотят и сейчас, потому-то и живут компактно на Кольском полуострове, а не расселяются по всей России. Если и уезжают, то единицы. Но вернемся к исследовате лям саамской жизни прошлого. Финский лингвист Матиас Александр Кастрен, посетив Лапландию в 1841—1842 годах, написал, что любимое слово для лопаря «мир» — «.. .ми ром он встречает вас, миром и провожает; мир для него все. Он любит мир, как любит мать вскормленное ею дитя»... [6, с. 158] Для своего благополучия они хотят только одного — чтобы не мешали им пользоваться их скромным имуществом, не покушались на старинные обычаи, не возмущали их мирной жизни. Суровая природа заставляет ло парей много хлопотать и трудиться, но затем они охотно предаются тихо му обычному укладу. Причем это относится не только к другим народам, но и к соседним племенам. Писатель и этнограф Владимир Иванович Немирович-Данчен ко пишет, что даже если саамы принадлежат к разным погостам, между ними никогда не бывает распрей. Географ и ученый Борис Иванович Кошечкин, участвовавший во мно гих экспедициях по Кольскому полуострову в 60—80-х годах XX века, ут-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz