Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

212 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель Очень уж понравился им хирвас, не могли они удержаться, не могли испол­ нить отцовского завета. “Убьем хирваса, — сказали они, — отец все равно не узнает об этом” . И пустили каждый из братьев в передового хирваса стрелу. Пришли в дом. Взглянул старик на сыновей — и сразу узнал, что они убили передового хирваса: “Вы убили передового хирваса. Это нехорошо: дикари больше не будут приходить к нашему озеру” . Убитый хирвас окаменел в озере. С тех пор это озеро и называется Сэр- весьяур, а по-русски — Гирвасозеро» [4, с. 66 — 67]. Раньше, до поселения русских на берегах Кольского и Белого морей, саамы не одомашнивали оленей. Чего-чего, а диких оленей в этих местах водилось видимо-невидимо. Выбрался в лес и домой с добычей пришел, да и ходить далеко не надо, лес окружал небольшие саамские становища со всех сторон. Это уже позже старики начнут сетовать, рассказывая ученым, что время изменилось, и дикарь стал редким в этих краях, зато все больше появляется саамов-собственников, приучающих оленей в упряжке ходить, имеющих пусть и небольшие, но свои стада. А уж когда в Лапландию в конце XIX века пришли со своими оленями коми и ненцы, саамам ничего не оставалось, как начать укреплять свои хозяйства. В пределах нынешне­ го Ловозерского района стали существовать две системы выпаса оленей: саамская — вольный выпас в летнее время и ижемско-самодийская, при которой олень выпасался в течение всего года под присмотром пастухов, о чем сообщает Т. В. Лукьянченко [2, с. 22]. В 1931 году 3. Е. Черняков для Справочника по народам СССР готовит статью «Кольские лопари» и показывает хозяйственное состояние саамских семей в середине 20-х годов: «Основные занятия: 1) речное и озерное рыбо­ ловство, 2) оленеводство санное и вьючное, с пастушеской собакой, 3) охота пушная и мясная, 4) морское звероловство. Средства производ­ ства: домашний олень (Pnaz); орудия рыбной ловли — поддевы и ярусы для проходной рыбы, гарвы, невода и сети для речной и озерной. Охотни­ чье оружие и орудие — берданка, капканы, силья и сетки. Средства пере­ движения — кережи (Keres), нарты, заимствованные от ижемцев, карбасы (Veres), лодки, лыжи... Хозяйства с числом оленей менее 30 голов считаются малооленными. Олен- ное хозяйство имеет значение при числе голов в стаде от 150 и более» [5, с. 4 — 5]. Как видно из этой справки, главными занятиями у саамов так и остают­ ся: рыболовство, оленеводство и охота. Но жизнь народа начинает менять­ ся с приходом в Лапландию советской власти, коллективизации. Олени ча­ стных владельцев изымаются в общие колхозные стада, а саамы переходят на новую систему выпаса животных — ижемско-самодийскую.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz