Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
Оленный народ З наменитый римский историк Корнелий Тацит писал о саамах, называя их феннами, следующее: «Фенны чрез вычайно дики и отвратительно бедны; они не имеют ни оружия, ни лошадей, ни домов; трава— их пища, шкура — одежда и земля — постель. Вся их защита — стрелы, заост ренные, по недостатку железа, костями. Охота составляет занятие одинаково и мужчин, и женщин: они отправляются вместе, и каждый имеет свою часть в добыче. Дети не име ют другого спасения от дождя и диких зверей, кроме шала ша из ветвей. Там укрываются и юноши, и старики. Они счи тают себя счастливее тех, которые вздыхают над плугом, ус тают при постройке домов, мучаются страхом за свое имущество и жаждою чужого добра. Не боясь ни неспра ведливости людей, ни гнева богов, они достигли того, что более всего трудно: им ничего не нужно жалеть» [8, с. 184]. Единение с природой давало саамам ту свободу, кото рая делала их счастливее других. А охота и рыболовство были основными занятиями. Неразрывная связь человека с окружающим его миром очень ярко передана в саамских сказках. Есть такая «Сказание о Гирвасозере». «Жил на берегу озера старик с сыновьями. Ловили они в озере рыбу и охотились на диких оленей. Сказал старик своим сыновьям: “Вы будете охотиться и увидите стадо диких оленей, переплывающих через озеро. Вы можете стрелять всякого оленя, но не троньте передово го хирваса (гирваса)”. Охотились братья-охотники и увидели, что через озеро плывет большое стадо диких оленей, а впереди их — хир- вас, сильный, красивый, с большими ветвистыми рогами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz