Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
208 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель Саамская мастерица Нина Семеновна Шаршина, делилась секретами рукодельниц: узоры на шамшуре имеют свои значения. Боковые — отно шение к роду, передняя часть вышивки рассказывала, о чем пела душа мас терицы в пору творения великолепного женского головного убора, чем ма стерица любила заниматься, об описании местности, где она проживала, о родном доме. Многие элементы саамских орнаментов встречаются в национальных рисунках других древних народов. Писатель Андрей Леонидович Никитин в книге «Беломорский лаби ринт» пишет следующее: «Некоторые исследователи не прямо, с оговорка ми, высказывали предположение, что маленькая группа сэту (группа юж ных эстонцев, православной веры. — Н. Б.), обнаруженная среди балтий ских, финских и славянских племен, — осколок очень древнего населения Европы, может быть, даже потомки охотников на мамонтов. Между тем недавно один из этнографов, изучающий сэту, обратил внимание на любо пытный факт. В национальном орнаменте сэту есть элементы и компози ции, встречающиеся только в орнаменте саамов» [6, с. 273]. В своих исследованиях В. У. Плю- хин пришел к выводу, что саамская петля встречается в технике апплика ций даже африканского народного искусства. Это родство приемов по ражает исследователя, так как ниче го подобного до сих пор он не встре чал в ремеслах других народов. Присутствует в саамских вышив ках и так называемый знак свастики, который, по рассуждениям саамских мастериц, несдобро и служил оберегом. Это очень древний знак — сим вол вечности, символ жизни. Несколько слов хочется сказать об игольнице, которая была обяза тельной принадлежностью каждого саамского дома. Сначала игольница изготавливалась из кости, позже ши лась в виде маленькой подушечки, набитой оленьей шерстью и расши той бисером. Втыкать иглу в такую игольницу нужно было сверху вниз, Анастасия Елисеевна Мозолевская ч т о бы , ПО п о в ер ь я м с а а м о в , и з б еж а т ь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz