Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

207 История, написанная бисером ничем не уступают современные капроновые нитки, рыбацкие лески или тонкие медные проволочки. Когда вошли в рукоделие саамских женщин нитки, то бисер стали набирать на нитки, соответствующие цвету бисера. Белый — на белую нить, желтый — на желтую, синий — на синюю и так далее, а крепили, накладывая на красное сукно, красными нитками. В. У. Плюхин отмечает, что четкий выразительный орнамент, гармо­ ничное цветовое решение, умелое сочетание бисера и сукна делает каждую вещь мастерицы необыкновенно нарядной и праздничной. Саамскую вышивку с уверенностью можно отнести к распространенной группе — геометрической вышивке. В целом саамский орнамент представля­ ет собой сложный по композиции рисунок с самостоятельной развернутой центральной частью и дополняющим ее смысловым обрамлением. Особый смысл вкладывается саамами в числа: 3, 7, 11, которые очень часто встречаются в цифровом выражении саамского орнамента. Трехряд­ ное окаймление рисунка позволяет добиваться эффекта глубины изображе­ ния. Для этого с внешней стороны основной линии кладется крупный би­ сер, в середину — средний, а во внутренний ряд — мелкий. Шитье бисером — тонкая и кропотливая работа. И некоторая неров­ ность орнамента, зависящая от толщины бисера, придает изделиям ручной работы особый колорит. Все композиции саамских вышивок состоят из простых элементов: тре­ угольников, зигзагов, прямых и волнистых линий, ромбов, квадратов, круж­ ков, розеток, полукружий, звезд, крестов, завитков, крючков, гребней. При­ чудливо переплетаясь, эти элементы образуют неповторимость рисунка. Характерной особенностью является петля, которая заканчивает большин­ ство вершин углов. В целом же композиция саамской вышивки отличается четко выраженными осями и строгой симметрией узора, рисунок которого читается только с лица. Легкость восприятия рисунка образуется как изяществом узора, так и техникой вышивки, представляющей собой неплотные настилы или про­ рисовку орнамента, отчего яркий цвет фона активно участвует в прорисов­ ке узора, — об этом рассказывает научный сотрудник Музея истории, куль­ туры и быта кольских саамов в Ловозере Зоя Ивановна Брылева. Искусствовед Н. М. Ведерникова также отмечает легкость и особое изя­ щество саамского орнамента, но указывает, что узоры эти представляют собой «не плотные настилы, а, скорее, графические рисунки на фоне ярко­ го красного сукна» [2]. Чаще всего в своих вышивках саамы употребляли мелкий бисер, и вы­ шивка обязательно несла знак рода. Удалось выяснить у саамских старо­ жилов, что в родовых рисунках, например, у Галкиных, преобладал круг, у Юшковых — квадрат и треугольник, у Павловых, Коньковых и Кобеле- вых — круг и крест.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz