Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
207 История, написанная бисером ничем не уступают современные капроновые нитки, рыбацкие лески или тонкие медные проволочки. Когда вошли в рукоделие саамских женщин нитки, то бисер стали набирать на нитки, соответствующие цвету бисера. Белый — на белую нить, желтый — на желтую, синий — на синюю и так далее, а крепили, накладывая на красное сукно, красными нитками. В. У. Плюхин отмечает, что четкий выразительный орнамент, гармо ничное цветовое решение, умелое сочетание бисера и сукна делает каждую вещь мастерицы необыкновенно нарядной и праздничной. Саамскую вышивку с уверенностью можно отнести к распространенной группе — геометрической вышивке. В целом саамский орнамент представля ет собой сложный по композиции рисунок с самостоятельной развернутой центральной частью и дополняющим ее смысловым обрамлением. Особый смысл вкладывается саамами в числа: 3, 7, 11, которые очень часто встречаются в цифровом выражении саамского орнамента. Трехряд ное окаймление рисунка позволяет добиваться эффекта глубины изображе ния. Для этого с внешней стороны основной линии кладется крупный би сер, в середину — средний, а во внутренний ряд — мелкий. Шитье бисером — тонкая и кропотливая работа. И некоторая неров ность орнамента, зависящая от толщины бисера, придает изделиям ручной работы особый колорит. Все композиции саамских вышивок состоят из простых элементов: тре угольников, зигзагов, прямых и волнистых линий, ромбов, квадратов, круж ков, розеток, полукружий, звезд, крестов, завитков, крючков, гребней. При чудливо переплетаясь, эти элементы образуют неповторимость рисунка. Характерной особенностью является петля, которая заканчивает большин ство вершин углов. В целом же композиция саамской вышивки отличается четко выраженными осями и строгой симметрией узора, рисунок которого читается только с лица. Легкость восприятия рисунка образуется как изяществом узора, так и техникой вышивки, представляющей собой неплотные настилы или про рисовку орнамента, отчего яркий цвет фона активно участвует в прорисов ке узора, — об этом рассказывает научный сотрудник Музея истории, куль туры и быта кольских саамов в Ловозере Зоя Ивановна Брылева. Искусствовед Н. М. Ведерникова также отмечает легкость и особое изя щество саамского орнамента, но указывает, что узоры эти представляют собой «не плотные настилы, а, скорее, графические рисунки на фоне ярко го красного сукна» [2]. Чаще всего в своих вышивках саамы употребляли мелкий бисер, и вы шивка обязательно несла знак рода. Удалось выяснить у саамских старо жилов, что в родовых рисунках, например, у Галкиных, преобладал круг, у Юшковых — квадрат и треугольник, у Павловых, Коньковых и Кобеле- вых — круг и крест.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz