Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

206 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель она украсить грудь своему Йоську охот­ ничьим убором бисерного шитья. Это был бы очень красивый убор» [7, с. 242 — 243]. Традиционным в одежде саамов стало со­ четание красного, синего, желтого и бе­ лого цветов. Синий цвет преобладает в мужской одежде, красный — в женской. Красный цвет — любимый цвет саам­ ских мастериц. Он наиболее широко ис­ пользуется в художественных изделиях. Возможно, такая любовь к красному цве­ ту приобреталась в результате длительно­ го использования настоя ольховой коры. Именно им нуэйт наносил рисунки на свой бубен. Использовался настой и в обряде наречения детей, им опрыскивали мужчин после охоты на медведя, считая оберегом. Во всех случаях красный цвет служил как защита, а значит, цвет, обеспечиваю­ щий жизнь. Любой цвет у саамов является симво­ лом: желтый — солнца, голубой — неба, синий — воды, зеленый — листвы и травы, белый — снега. В основе национальной вышивки бисером лежит счет, твердо выдержи­ вается и цветовая гамма орнамента. Бисер также в основном используется трех основных цветов: белый, голубой и желтый. Встречаются и вспомога­ тельные цвета: синий, перламутровый и зеленый, но никогда не использу­ ется в саамской вышивке черный бисер. Богатые самобытные традиции имеет шитье бисером, украшение се­ ребряными и оловянными проволочками. Ранние работы мастериц безус­ ловно несли на себе печать язычества, потому, наверное, так трудно се­ годня прочесть «бисерную летопись», расшифровать первоначальный ее смысл. Саамский орнамент отличается от всех других орнаментов своим со­ держанием. Поражает в нем вариативность исполнения, которая значитель­ ным образом связана с представлениями о природе. Поверхность моря, например, изображается голубой волнистой бисерной линией. А простая петелька может быть и северной птицей, и человеком в малице, и сопкой. Говоря об особенностях саамской вышивки, нельзя не упомянуть и о том, что на изнанке не было узелков. Мастерицы шили оленьими жилами — ко- анньт сун, из которых очень сложно было завязывать узелки. Сучились нити из оленьих спинных сухожилий, которые применяются и поныне, но им Валентина Вячеславовна Совкина 1999 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz