Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
206 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель она украсить грудь своему Йоську охот ничьим убором бисерного шитья. Это был бы очень красивый убор» [7, с. 242 — 243]. Традиционным в одежде саамов стало со четание красного, синего, желтого и бе лого цветов. Синий цвет преобладает в мужской одежде, красный — в женской. Красный цвет — любимый цвет саам ских мастериц. Он наиболее широко ис пользуется в художественных изделиях. Возможно, такая любовь к красному цве ту приобреталась в результате длительно го использования настоя ольховой коры. Именно им нуэйт наносил рисунки на свой бубен. Использовался настой и в обряде наречения детей, им опрыскивали мужчин после охоты на медведя, считая оберегом. Во всех случаях красный цвет служил как защита, а значит, цвет, обеспечиваю щий жизнь. Любой цвет у саамов является симво лом: желтый — солнца, голубой — неба, синий — воды, зеленый — листвы и травы, белый — снега. В основе национальной вышивки бисером лежит счет, твердо выдержи вается и цветовая гамма орнамента. Бисер также в основном используется трех основных цветов: белый, голубой и желтый. Встречаются и вспомога тельные цвета: синий, перламутровый и зеленый, но никогда не использу ется в саамской вышивке черный бисер. Богатые самобытные традиции имеет шитье бисером, украшение се ребряными и оловянными проволочками. Ранние работы мастериц безус ловно несли на себе печать язычества, потому, наверное, так трудно се годня прочесть «бисерную летопись», расшифровать первоначальный ее смысл. Саамский орнамент отличается от всех других орнаментов своим со держанием. Поражает в нем вариативность исполнения, которая значитель ным образом связана с представлениями о природе. Поверхность моря, например, изображается голубой волнистой бисерной линией. А простая петелька может быть и северной птицей, и человеком в малице, и сопкой. Говоря об особенностях саамской вышивки, нельзя не упомянуть и о том, что на изнанке не было узелков. Мастерицы шили оленьими жилами — ко- анньт сун, из которых очень сложно было завязывать узелки. Сучились нити из оленьих спинных сухожилий, которые применяются и поныне, но им Валентина Вячеславовна Совкина 1999 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz