Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
17 От Lappia и лопарей — до Кольского полуострова и саамов идти медленно. Это правило можно распространить на всех лопарей. О высокой пешеходной выносливости можно судить уже из того факта, что одна лумбовская старушка, которая ежегодно ходит в гости в Иокангу, рас стояние в 60 км проделывает менее чем в сутки. Если зачесть даже 6 часов отдыха и ночлега, то окажется, что она идет в среднем со скорос тью от 3 до 4 км в час. Для старого человека — это немало, особенно если принять во внимание длину перехода и то обстоятельство, что па плечах у нее всегда находятся какие-нибудь вещи» [24, с. 122]. Упоминали исследователи в своих трудах и саамских женщин. Напри мер, А. П. Энгельгардт писал, что среди них, особенно молодых, «попада ются довольно миловидные» [25, с. 64]. А врач Ф. Г. Иванов-Дятлов, совершивший в 1927 году путешествие на Кольский полуостров с целью исследования состояния здоровья абориге нов Севера, отзывался о саамских женщинах также очень уважительно, выделяя из всех их качеств большое трудолюбие. Ведь на многих из них лежало не только выполнение женской работы, но отчасти и мужской, та кой, как заготовка топлива, рыбная ловля, лесоразработки. Но, конечно же, главная женская работа состояла в ведении домашнего хозяйства, куда входило шитье обуви, платья, выделка шкур для одежды, — работа очень тяжелая и кропотливая, связанная в некоторых случаях «с неудобным и не нормально напряженным положением тела» [4, с. 78]. По мнению большинства, рассказывающих о саамах, жизнь их и непри влекательна, и жалка, и убога. От Дмитрия Николаевича Островского, чи новника Министерства иностранных дел в 1880-х годах, бывшего в ту пору консулом в Норвегии, Энгельгардт записал даже стихотворение, в кото ром есть такие строки: А там, быть может, в это время Застигнут бурею лопарь, Один в пустыне коченеет Судьбою брошенный дикарь. Есть в жизни резкие контрасты, И не мерить берусь их я, Но средь столичного веселья Я пью бокал за лопаря! Энгельгардт в работе «Русский Север» приводит рассказ управляюще го государственным имуществом Архангельской губернии С. П. Гоппена, пишущего, что саамы есть разные: бедные и богатые. Имеющие в банке наличными деньгами по несколько тысяч рублей и владеющие большими стадами оленей. Мол, такие саамы могли бы прожить удобно, где угодно, но они говорят: «Что может быть лучше свободы, шири в тундре и шума в лесах, жизни в незаменимой веже или тупе? Что может быть приятнее и здоровее ежедневной пищи из свежей вкусной рыбы?*. Что может быть ве- 2 — 1390
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz