Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

204 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель А Николай Николаевич Волков пишет, что художественные наклонно­ сти саамов проявляются в подборе цветных мехов и разноцветной замши при изготовлении одежды, обуви, сумочек, кисетов, переменных сум, ска­ тертей и меховых «ковров»; в нанесении орнаментов при изготовлении шер­ стяных изделий путем разнообразной расцветки основы (носки, пояса, обо­ ры, перчатки, колпаки); в подборе цветных кусочков сукна при изготовле­ нии и украшении обуви и одежды; в нанесении изображений животных и орнаментов на берестяные изделия путем тиснения [3, с. 49]. Н. Н. Волков упомянул о бисере, которым пользовались для украшения изделий саамы. В саамской лексике бисер имел названия пыссяр, кёддЬк или цуэттьк на кильдинском диалекте. Был у саамов и еще один художественный прием — нанесение рисунков на бубны ольховым настоем. Причем бубен одного нуэйта отличался от бубна другого не только по форме, но и по нанесенным на них рисункам в зависимости от нуэйт вйгэсьт — от силы нуэйта и от того, каких богов и духов тот брал себе в помощники [4]. При подборе меха у саамских мастериц большим почтением пользовал­ ся белый цвет. Изготовленные из белых койб коаммэ, ёрь, рукавицы цени­ лись дороже, нежели обычные коричневые. Нередко обувь украшалась бе­ лыми полосками. Особый интерес вызывали самь вусс, или киса, — саам­ ские сумки-ридикюли, в которых девушки и женщины хранили разные мелочи: нитки, иглы, костяные шилья, бисер и так далее. Сумочки изготов­ лялись из кусков шкуры с оленьего лба, их украшали квадратиками из бе­ лого, серого и коричневого меха. Из белого меха делались и саамские обе­ реги, которые несли своему обладателю здоровье и счастье. Уберечь от злых духов — такую функцию могли выполнять и ячейки сетей или вязаные пет­ ли. Интересно, что, например, у финских саамов, по сообщению Т. И. Ит- конена, изображение квадрата с петлями на углах, известное с древних вре­ мен в декоре деревянных изделий, считалось магическим знаком. В старину сумочки саамскими женщинами изготовлялись даже из шку­ рок, снятых с лап вместе с когтями. Оригинальны и старинные складные скатерти из бересты. Николай Яковлевич Озерецковский, один из первых русских ученых- исследователей Кольского полуострова, в начале XIX века писал, что рус­ ские саамы украшают праздничную оленью сбрую бисером и маленькими лоскутами цветного сукна. И коаммэ — каньги — саамы также украшали бисером. Украшались бисером в старое время и детские люльки — кйтткэмь. В этнографическом очерке «Народное изобразительное искусство саа­ мов Кольского полуострова XIX—XX вв.» Анна Павловна Косменко пи­ шет, что стилизованные изображения так называемых оленьих «лобиков» с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz