Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
204 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель А Николай Николаевич Волков пишет, что художественные наклонно сти саамов проявляются в подборе цветных мехов и разноцветной замши при изготовлении одежды, обуви, сумочек, кисетов, переменных сум, ска тертей и меховых «ковров»; в нанесении орнаментов при изготовлении шер стяных изделий путем разнообразной расцветки основы (носки, пояса, обо ры, перчатки, колпаки); в подборе цветных кусочков сукна при изготовле нии и украшении обуви и одежды; в нанесении изображений животных и орнаментов на берестяные изделия путем тиснения [3, с. 49]. Н. Н. Волков упомянул о бисере, которым пользовались для украшения изделий саамы. В саамской лексике бисер имел названия пыссяр, кёддЬк или цуэттьк на кильдинском диалекте. Был у саамов и еще один художественный прием — нанесение рисунков на бубны ольховым настоем. Причем бубен одного нуэйта отличался от бубна другого не только по форме, но и по нанесенным на них рисункам в зависимости от нуэйт вйгэсьт — от силы нуэйта и от того, каких богов и духов тот брал себе в помощники [4]. При подборе меха у саамских мастериц большим почтением пользовал ся белый цвет. Изготовленные из белых койб коаммэ, ёрь, рукавицы цени лись дороже, нежели обычные коричневые. Нередко обувь украшалась бе лыми полосками. Особый интерес вызывали самь вусс, или киса, — саам ские сумки-ридикюли, в которых девушки и женщины хранили разные мелочи: нитки, иглы, костяные шилья, бисер и так далее. Сумочки изготов лялись из кусков шкуры с оленьего лба, их украшали квадратиками из бе лого, серого и коричневого меха. Из белого меха делались и саамские обе реги, которые несли своему обладателю здоровье и счастье. Уберечь от злых духов — такую функцию могли выполнять и ячейки сетей или вязаные пет ли. Интересно, что, например, у финских саамов, по сообщению Т. И. Ит- конена, изображение квадрата с петлями на углах, известное с древних вре мен в декоре деревянных изделий, считалось магическим знаком. В старину сумочки саамскими женщинами изготовлялись даже из шку рок, снятых с лап вместе с когтями. Оригинальны и старинные складные скатерти из бересты. Николай Яковлевич Озерецковский, один из первых русских ученых- исследователей Кольского полуострова, в начале XIX века писал, что рус ские саамы украшают праздничную оленью сбрую бисером и маленькими лоскутами цветного сукна. И коаммэ — каньги — саамы также украшали бисером. Украшались бисером в старое время и детские люльки — кйтткэмь. В этнографическом очерке «Народное изобразительное искусство саа мов Кольского полуострова XIX—XX вв.» Анна Павловна Косменко пи шет, что стилизованные изображения так называемых оленьих «лобиков» с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz