Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
История, написанная бисером Я сследователь национальной одежды ненцев Е. Г. Су сой писала: «В многообразных узорах, выполненных руками женщин Севера, вся тундра, ее жители, олени и звери, видятся, как на ладони... это не что иное, как изоб ражение рек, кустарников по берегам их, холмы и край даль него горизонта. Они отражают и практику жизни: чумы боль шого стойбища; головки, изображающие множество людей; бюсты мужчин-кормильцев, защиты и опоры семьи и тунд ры; мощные ответвления могучих рогов здоровых и сильных оленей; изображение изгиба в плечевом суставе лисицы, го товой к бегу, заячьи уши, следы медведя...» [8, с. 76] Слова Е. Г. Сусой подтверждает и автор книги «Творче ство — у истоков гражданственности» Виктор Устинович Плюхин, многие годы занимающийся изучением саамского искусства. Он пишет, что каждый элемент в узорах саам ских мастериц повествует об окружающей людей природе, рассказывает о тонкой наблюдательности. В композициях вышивок бисером воплощены верования коренных жите лей Кольского Севера, предметы их поклонения, и хотя многие элементы, веками переносимые с одной вещи на другую, со временем утратили свое первоначальное значе ние, традиция расшивать бисером одежду у саамов жива, а народное воображение, мечта о красоте, гармонии вопло тились в ярких узорах саамских мастериц. В XVII веке Ламартиньер писал, что все одежды саам ские женщины по краям отделывали оловом «чтобы сделать его мягче, они проводят его между зубов и разделяют на пла стинки, столь же хорошо отполировывая их, как золотых и серебряных дел мастера при помощи особого инстру мента» [5, с. 22].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz