Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

202 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель значительно шире и сшитый мехом наружу. Совик был наиболее распрост­ ранен у ненцев и ижемцев. Женская зимняя одежда подобна мужской, только более светлых тонов. Что касается одежды детей, то здесь мне бы хотелось привести слова Е. Г. Сусой: «Говоря об одежде ребенка и его пище, нужно заметить, что в тундре выработан своеобразный устав, по которому его не следует с мало­ летства приучать к ощущению достатка в семье, ибо все есть результат тру­ да. Это в первую очередь должен усвоить ребенок. Относительно заботы о ребенке в тундре принято говорить: “Пусть ребенок одевается в то, что есть, пусть ест то, что едят взрослые, хорошую одежду он успеет поносить, ведь век его только начинается. Если бы знали заранее (хорошо, что этого ник­ то не может знать), что ему скоро уходить из жизни, тогда, может быть, мы его наряжали во все лучшее и кормили бы его только лакомыми кусочка­ ми. А покуда он идет навстречу жизни, может ходить во всякой одежде, лишь бы не попал в зубы холода и мороза. Хорошую одежду и пищу, он сам заслужит и заработает трудом когда-нибудь”» [8, с. 76]. Так, со временем, саамский пёцк заменила малица, ёрь и коаммэ — пимы и тобэрк, и все же несмотря на новшества в одежде, приобретенные саама­ ми от ижемцев и русских, в целом народность саами смогла сохранить са­ мобытность национального костюма и до наших дней. И сегодня можно встретить саамских женщин, расхаживающих по селу в сарафанах, перь- весськ, шаммш, а зимой — в красивых кабперь и малицах; мужчин — в саамских рубашках и тобэрк. Жив народ, жива и его культура: в песнях, в традициях, в одежде. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Золотарев Д. А. Лопарская экспедиция (2/1 — 2/5 1927 года). — Ленинград, 1927. 2. Иванов-Дятлов Ф. Г. Наблюдения врача на Кольском полуострове (11 января — 11 мая 1927 года). — Л., 1928. 3. Кастрен М. А. Фрагмент из книги «Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири». Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей. — М., 2002,— Т. 1. 4. Конькова О. Саамы — этносы России // Российская провинция. — 1996. — № 4. 5. Кысьтэс (ед.ч.). 6 . Лукьянченко Т. В. Саамы. — М., 1994. 7. Славянский В. Очерки Севера. В пустынях Лапландии. — 1874. 8. Сусой Е. Г. Народ — творец и художник, поэт и певец // Народы Северо-Западной Сибири. — Томск, 1995. 9. Харузина В. Н. Лопари. — СПб, 1902. 10. Харузин Н. Н. Русские лопари: Очерки. — М., 1890.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz