Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
202 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель значительно шире и сшитый мехом наружу. Совик был наиболее распрост ранен у ненцев и ижемцев. Женская зимняя одежда подобна мужской, только более светлых тонов. Что касается одежды детей, то здесь мне бы хотелось привести слова Е. Г. Сусой: «Говоря об одежде ребенка и его пище, нужно заметить, что в тундре выработан своеобразный устав, по которому его не следует с мало летства приучать к ощущению достатка в семье, ибо все есть результат тру да. Это в первую очередь должен усвоить ребенок. Относительно заботы о ребенке в тундре принято говорить: “Пусть ребенок одевается в то, что есть, пусть ест то, что едят взрослые, хорошую одежду он успеет поносить, ведь век его только начинается. Если бы знали заранее (хорошо, что этого ник то не может знать), что ему скоро уходить из жизни, тогда, может быть, мы его наряжали во все лучшее и кормили бы его только лакомыми кусочка ми. А покуда он идет навстречу жизни, может ходить во всякой одежде, лишь бы не попал в зубы холода и мороза. Хорошую одежду и пищу, он сам заслужит и заработает трудом когда-нибудь”» [8, с. 76]. Так, со временем, саамский пёцк заменила малица, ёрь и коаммэ — пимы и тобэрк, и все же несмотря на новшества в одежде, приобретенные саама ми от ижемцев и русских, в целом народность саами смогла сохранить са мобытность национального костюма и до наших дней. И сегодня можно встретить саамских женщин, расхаживающих по селу в сарафанах, перь- весськ, шаммш, а зимой — в красивых кабперь и малицах; мужчин — в саамских рубашках и тобэрк. Жив народ, жива и его культура: в песнях, в традициях, в одежде. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Золотарев Д. А. Лопарская экспедиция (2/1 — 2/5 1927 года). — Ленинград, 1927. 2. Иванов-Дятлов Ф. Г. Наблюдения врача на Кольском полуострове (11 января — 11 мая 1927 года). — Л., 1928. 3. Кастрен М. А. Фрагмент из книги «Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири». Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей. — М., 2002,— Т. 1. 4. Конькова О. Саамы — этносы России // Российская провинция. — 1996. — № 4. 5. Кысьтэс (ед.ч.). 6 . Лукьянченко Т. В. Саамы. — М., 1994. 7. Славянский В. Очерки Севера. В пустынях Лапландии. — 1874. 8. Сусой Е. Г. Народ — творец и художник, поэт и певец // Народы Северо-Западной Сибири. — Томск, 1995. 9. Харузина В. Н. Лопари. — СПб, 1902. 10. Харузин Н. Н. Русские лопари: Очерки. — М., 1890.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz