Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

197 И з бабушкиного сундука себя и своего будущего ребенка от сглаза и порчи, носили на животе нету­ гую резинку от белья мужа. Зимой, надевая пояс поверх пёцк, саамы делали на талии большой на­ пуск — пазуху — служивший местом хранения различных мелочей. Муж­ чины обычно носили кожаный пояс — тассэм (ремень, сшитый из кожи, шириной до 10 сантиметров. — Н. Б.), который украшали медными ажур­ ными бляхами и к которому на цепочках подвешивали различные предме­ ты. Например, кожаные ножны с вложенным в них охотничьим ножом, кожаные карманы для точила, деревянной палочки для счета с метками, костяной палочки для развязывания узлов, кошелек, разного рода амулеты (медвежьи зубы, медные колечки и другие). У саамов любая мелочь имела особый смысл. Женщины носили плетенный из шерсти пояс пуагкэнь, шириной в 10— 15 сантиметров, на котором подвешивали нож с рукояткой из оленье­ го рога в кожаных ножнах, кисы с иголками и нитками, кошелек и различ­ ные амулеты. Отправляясь на охоту, мужчины-саамы надевали и другой, расши­ тый бисером, пояс с набором охотничьих принадлежностей (сёлльй — куэдтЪ). На ноги женщины надевали своеобразные чулки (пёнд) без места для ступни, которые подвязывались внизу и закрывали икры и колени. Белье саамы обычно не носили, как женщины, так и мужчины, но наде­ вали рубахи паййт и иногда полотняные штаны. Головные уборы у женщин подразделяются на три типа: пёрьвесськ (у некоторых этнографов — перевязка) — головной убор девушек, надевае­ мый ими с наступлением совершеннолетия (до этого девочки голову повя­ зывали лентой). Пёрьвесськ представлял собой цилиндр из бересты без до­ нышка, обтянутый красным сукном и расшитый бисером. Под пёрьвесськ девушки в отличие от женщин волосы спереди не заправляли. А уж перед замужеством без этого головного убора ходить считалось вообще позорным. Во время свадебного обряда девушка пёрьвесськ снимала. Ей заплетали две косы и надевали шамшуру, или шаммш, завязывая поверх нее платок. Рань­ ше шамшуру невесте дарил жених, позднее женщины стали шить их себе сами, придумывая собственный рисунок. Шаммш (шамшура, или шамшед) — головной убор замужней женщи­ ны. Шапочка из красного тонкого сукна, расшитая бисером, с уплотнен­ ной передней верхней частью, нависающей козырьком, и тыльной частью, прикрывающей шею. Раньше шаммш делали из бересты, обтягивая цилин­ дрическую форму головного убора красным сукном, и обшивали бисером. По поверхности шаммш наносили семи- или шестицветные узоры из бисе­ ра. Некоторые украшали шаммш жемчугом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz