Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

196 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель синего цвета, высокой четырехуголь­ ной тульи (верхняя часть) другого цве­ та (красного, синего, черного) и ушей, имевших на концах тесемки, которые завязывались под подбородком. Каб- перь расшивали бисером и оторачива­ ли лисьим мехом. Такая шапка издале­ ка отличала саама от других жителей Севера. Богатые саамы украшали свои кабперь жемчугом, а по швам выпус­ кали кант из сукна другого цвета. Кроме суконных шапок с высокой тульей мужчины-саамы часто носили островерхие колпаки с помпонами и без них, вязанные из овечьей шерсти. М. А. Кастрен сообщал, что русские лопари в холода «носят шапку с уша­ ми, которые закрывают большую часть лица...» [3, с. 155]. У женщин были свои суконные шап­ ки на меховой подкладке, подобные мужским с меховой лисьей или заячьей опушкой и ушами. Они имели высо­ кую круглую тулью в отличие от четырехугольной мужской. Такую шапку женщины носили обычно зимой. В XIX веке в костюме саамов можно было отметить еще один головной убор — куколь, который шился из серого сукна и использовался в летних промыслах для защиты от сильных ветров и комаров. Скорее всего, этот головной убор был заимствован саамами у карелов или коми (зырян). Позже молодежь сменила старинные саамские шапки на зырянскую ушанку — зимой, на кепи и картуз — летом. Зимой мужчины надевали узкие штаны из оленьей шкуры мехом вверх (воац), варежки — коаммас-цег. И летом и зимой саамы носили рукавицы, летом — вязанные из шерсти, зимой — сшитые из оленьей шкуры — кыста [5]. Неизменной принадлежностью костюма саамов — как у мужчин, так и у женщин — был пояс, который надевали поверх одежды (пёцк или юпы). Пояс у всех народов с древности являлся не только необходимым элемен­ том костюма, но и одним из самых сильных оберегов! Неподпоясанный че­ ловек считался незащищенным. Обвязываясь поясом, человек как бы оберегал себя. И в этом случае саамы тоже не были исключением. Когда женщины плели пояса, они, бывало, заговаривали каждую петельку: на здо­ ровье, на счастье, на удачу... А в XX веке беременные женщины, защищая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz