Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
194 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель Слева направо: Е. И. Лопская, Настя Юрьева, Н. Ф. Лопская, 1950 г. Г. П. Юрьева (справа), В. Г. Кириллова (слева) ки. Но основное отличие женского пёццк состояло в наличии украшений — оберегов! — на груди, у ворота, по обшлагам и подолу. Украшения состо яли из кистей, сделанных из узких по лосок цветного сукна, из треугольни ков цветного сукна, бисера, пуговиц. Мужской пёццк украшений почти не имел, может, только иногда ворот был украшен белым мехом. Особенностью пёццк было отсутствие каких-либо раз резов кроме ворота. Другим, более древним, видом вер хней одежды, давно вышедшим из употребления, была торрк. У Харузи на — торка — шуба. Шилась она мехом внутрь и надевалась в холодное время под пёццк или носилась дома. Была она гораздо короче пёццк. В. В. Чар нолуский отмечал, что торрк шили очень нарядной, отделывали заячьим, иногда песцовым, мехом и использова ли как верхнюю праздничную одежду. Была еще одна разновидность вер хней одежды — юпа, или мацэх. Она была несколько короче печка и шилась из белого мягкого (у женщин) и серого грубого (у мужчин) сукна. Иногда юпу делали немного расклешенной. Т. В. Лукьянченко сообщает, что зимой юпу носили под пёццк, летом она часто служила верхней, в частности, промыс ловой одеждой, которую использова ли на рыболовном и охотничьем про мысле. Если говорить современным языком, юпа для саамов была самой настоящей рабочей одеждой, и хотя во рот, обшлага и подол женской и муж ской юпы обшивались красным сукном и расшивались узором из бисера, она
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz