Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
193 И з бабушкиного сундука Ловозеро. 1910 г. чин хоронили вообще без головного убора. На ноги покойникам надевали каньги, на которых срезали загнутые острые носы. Николай Харузин, побывавший в Лапландии в конце XIX века, пишет о том, что одежда русских саамов несколько отличалась от одежды саамов скандинавских. Летом русские саамы носили ситцевую рубаху — паййт и суконные штаны — саррьк-пуфс, зауженные книзу. Поверх они надевали еще суконную одежду с рукавами до колен, которая называлась кяхтян. Го ловным убором служил колпак, связанный из шерсти, мягкий, с острым верхом, бело-серого цвета, с каймой из разноцветной шерсти. На ногах са амы носили обувь — коаммэ (каньги), по Харузину — нюреньги, туфли из оленьей или какой другой кожи с заостренными, поднятыми кверху носка ми. Для удобства, мягкости и тепла их набивали травой [10, с. 92 — 94]. Основным занятием коренного населения Кольской тундры является оле неводство, а для нелегкого труда оленевода необходима удобная и теплая одежда. Зимой мужчины поверх летней рубахи надевали вязаный жилет-фуфай ку, или бузурунку, затем только печок — пёццк — глухую одежду, сшитую из оленьих шкур годовалого теленка (неблюя). Цвет пёццк был обычно тем- но-коричневым. Шился мехом наружу, ниже колен, немного расширяющий ся к подолу, с широкими, оканчивающимися узким шерстяным обшлагом рукавами. Если мужской пёцк был ниже колен, то женский — до щиколот- IД— 1590
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz