Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

192 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель Николай Яковлевич Озерецковский, рус­ ский естествоиспытатель, сообщает, что лет­ нюю одежду саамы шили из домотканой шер­ стяной ткани, обычно серого или белого цве­ та , которую и зготовляли в Ш веции и привозили в Лапландию шведские купцы. За­ житочные саамы покупали и более дорогие шерстяные ткани зеленого, синего и особен­ но красного цвета. Черный цвет был непопу­ лярен. Автор статьи «Саамы» О. Конькова пи­ шет, что красочными и разнообразными были головные уборы саамов. Путешествен­ ников XVI—XVII веков удивляли их голов­ ные уборы из оперенья птиц, которые пол­ ностью повторяли форму птицы — с крыль­ ями, головой, клювом [4]. И. Шеффер в книге «Лаппония» описы­ вает одно своеобразное женское украшение и называет его кракка. Оно со­ стояло из полоски красной или другой цветной ткани шириной в ладонь, надевалось на шею и острым мысом спускалось на грудь. Спереди на укра­ шение навешивалось множество металлических (медных, железных, а у бо­ лее зажиточных — серебряных, иногда даже с позолотой) кружочков, це­ почек, брелоков. Это было любимым украшением саамских женщин. Но, скорее всего, такой костюм носили саамы Скандинавии. Золотарев писал: «Знакомясь с бытом каменских лопарей, мы замечаем, что здесь лучше сохранились лопарские костюмы. По крайней мере, у всех мужчин есть меховые шапки, украшенные бисером, а женщины носят осо­ бую обувь — меховые каньги с загнутыми вверх носами, как у западных лопарей. Здесь же удалось найти рову — дорожное меховое одеяло с меш­ ком для ног. В холодную погоду поверх обычной теплой одежды закутыва­ ются в рову, предохраняющую особенно ноги от мороза и не дающую в метель снегу забираться под верхнюю одежду» [1, с. 22]. Т. В. Лукьянченко указывает, что наличие в саамском женском костюме глухой одежды свидетельствует о ее древности. Причем мужская одежда практически не отличалась от женской, а та — от девичьей. Это также го­ ворит об ее архаичности. Не подразделяли одежду на праздничную, сва­ дебную и на повседневную, промысловую. Единственная особенность — в свадебном костюме девушки преобладали светлые и белые тона, как, впро­ чем, и в погребальной одежде. Условием для погребального костюма была его новизна. Голову умерших женщин повязывали белым платком, а муж-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz