Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
191 И з бабушкиного сундука Одежда шилась двусторонняя и односторонняя. В конце XVIII века Иван Иванович Георги, путешественник, этнограф и натуралист, описал саам ский костюм, откуда мы узнали, что кроме одежды из шкур и выделанных кож, саамы в то время уже шили одежду из сукна, по краям которой делали опушку из меха или оторочку из сукна другого цвета. Частенько верхнюю одежду они надевали прямо на голое тело, без нижнего белья. В числе от дельных предметов костюма у Георги упоминаются узкие, длиной до щи колотки штаны, остроносая обувь, составлявшая одну из отличительных черт саамского костюма и в XIX веке. Особый интерес представляет замечание Георги о том, что у саамов были душегрейки, которые те носили нараспашку, и сделанное по росту верхнее одеяние с узкими рукавами и полами до колен. Как нижняя, так и верхняя одежда представляла собой, скорее всего, тип распашной одежды, кото рую носили и женщины и мужчины. Костюм дополнял кожаный пояс, к которому подвешивали «нож, огниво с принадлежностью и шабашный при бор». У Славянского в «Очерках Севера» читаем: «На рубаху надевают серый пакан (дубленый полушубок) или шерстяную, вязаную рубаху, а поверх пы- чок, на ногах — пяккуи, шитые из оленьих лап, шерстью вверх, остроносые и узорчатые. В холодное время на них надевают такие же яры, только длин ные с замшевым верхом. Шапка шьется из овчины с ушами и обкладывает ся лисьими хвостами. Только у некоторых к этому головному убору при бавляется синий суконный верх, унизанный бисером и костяными пуговка ми. Летом богач-лопарь по своему костюму тоже не отличается от бедняка. Та же юпа вроде голландской рубахи, сшитая из старого сукна, с воротни ком. Шерстяной, узорчатый колпак, шерстяные чулки и каньги из оленьей кожи, с острыми, кверху загнутыми, носками. Рубашка опоясана шерстя ным поясом, к которому подвешена огневица, унизанная бисером и пугов ками. В ней — трут, сера и кремень. К тому же поясу подвешивается нож в кожаных ножнах. Только праздничная одежда лопарей несколько опреде леннее указывает на степень их экономического благосостояния. Богатые из оленных лопарей и все приморские надевают сюртуки, брюки, жилеты, и все это шьется по моде в одном из ближайших к русской границе городов Норвегии. Впрочем, такие инородцы, как Бархатов, Кобелев и другие бо гачи, всегда носят старолопарскую одежду, гнушаясь общеевропейских костюмов. Женское ежедневное платье: коббать, шитый из толстого хол ста, вроде юпы, и серая юпа, как у мужчин, только украшенная по вороту лоскутками разноцветного сукна. Праздничные костюмы их: из крашени- цы, ситцевые, матерчатые сарафаны, нарукавники и шерстяные передни ки» [7, с. 32 — 33].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz