Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
Из бабушкиного сундука Я аиболее ранние сведения о том, как одевались коль- ские саамы, можно найти у авторов XVII—XVIII веков И. И. Георги, П. М. де Ламартиньера, Н. Я. Озе- рецковского, В. Славянского и других. Саамский костюм представлен и в работе Николая Харузина. Описание зимних головных уборов можно найти в кни ге Н. Н. Волкова «Российские саамы», написанной в 1930-х годах. Большая обобщающая работа по саамской одежде проведена и Т. В. Лукьянченко. В старое время основным материалом для одежды саа мам служили оленьи шкуры, дубленые кожи, а также шкуры морских животных. Ближе к XX веку добавились ткани — сукно, ситец, холст, приобретаемые саамами у русских куп цов на ярмарках. В качестве отделки использовались лисьи, заячьи и бобровые шкурки. Одежду и обувь из шкур шили оленьими жилами. Е. Г. Сусой, кандидат педагогических наук, первая уче ная из ненецкого народа, писала: «Материалы, из которых сделаны изделия, говорят об умелом использовании всех ви дов меха и его частей без расточительства, по-хозяйски и под черкивают отношение женщины к результатам труда муж чины. Виды оленьей шкуры разных времен года используют ся как части зимней одежды для детей и взрослых, а также для покрышек чума. Главным ориентиром при изготовлении одежды всех видов является зима (а изношенная одежда пе реходит в категорию домашних и летних)» [8, с. 74]. Лучшим материалом, который шел на изготовление одежды, были шкуры годовалых телят (неблюев). Обувь шили
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz