Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
188 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель Софья Ефимовна Якимович — саамская сказительница (справа) с сестрой Анной Ефимовной Новохатько. 1996 г. К сожалению, признание таланта иногда приходит только после смер ти. Так и Октябрина, не получив поддержки от своих сородичей при жиз ни, только после смерти обрела славу саамской поэтессы. А ведь нужна была такая малость — внимание! Выслушать, одобрить... И надо признаться, что не появись литература на саамском языке, не положи свою жизнь на возрождение ее Октябрина Воронова, саамский на род вскоре мог бы утратить и свой язык, и свою культуру. Поэтому выход книги Октябрины Вороновой «Ялла» на родном языке, иокангском диа лекте, по сути, явился духовным подвигом саамской женщины и поэтессы. Именно Октябрина Воронова зажгла тот огонь в саамской литературе, ко торый уже не угаснет, а со временем разгорится еще сильнее и еще ярче. Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что саамская пись менность, как и саамская литература Кольского края, уверенно заняла дос тойное место среди других языков и литератур мира, сохраняя глубинность саамского языка, его историческую ценность, дух древнего народа. Саам ские писатели и поэты своим творчеством стремятся возродить в своем народе чувство самоуважения, стремление ощутить себя жизнеспособным народом, а не вымирающим этносом, как сказал на конгрессе писателей Севера и Дальнего Востока в Салехарде хантыйский писатель Еремей Айпин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz