Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

15 От Lappia и лопарей — до Кольского полуострова и саамов Николай Николаевич Харузин в книге «Русские лопари» писал, что са­ амы себя называют саоме, суома [20], само, самбо, суоме, а свою землю — Суомаедне, Суомоладне. И когда их спрашивали, что же такое саам, гово­ рили: «Я есть человек» [22, с. 16]. Так что же первоначально содержит в себе слово «саам»? Если человек по-саамски — олмэ? Пока неясно, но раз народ именует себя именно так, думаю, стоит уважать его желание. Интересно замечание создателя саамского букваря, публициста Алек­ сандры Андреевны Антоновой, которая утверждает, что «сам» есть «сила». В разговорной речи у саамского народа часто звучат слова «самхэмь» (бес­ сильный, слабый), выражения «мин сам ев вуал» (сил не хватит) или «ми- нень саммэ ли еннэ» (у нас сил много). Так что, если найдутся ученые-язы­ коведы, которые заинтересуются происхождением тех или иных слов в са­ амском языке, они, уверена, докопаются до изначального значения слова «саам». Первые письменные известия о саамах, или лопарях, мы встречаем у древних западных авторов, которые называли их по-старинному «фенна- ми», «скридфиннами», «терфиннами», «лапонцами». Упоминания о саамах можно найти и у Прокопия Кесарийского, визан­ тийского писателя-историка (примерно 500—565 гг.), и у Адама Бремен­ ского (1140—1208), и у Саксона Грамматика, датского летописца (конец XII века). Советский этнограф Николай Николаевич Волков в книге «Российские саамы» приводит слова Саксона Грамматика, который пишет о «крайних обитателях Севера», что живут они охотой, все время меняя места обита­ ния, и не имеют постоянного жилища. Где находят зверей, там и останав­ ливаются. В их краях отсутствует дневной свет, все погружено в вечную ночь. Много рек и водопадов, а почва бесплодна. Отмечает Саксон Грам­ матик и то, что лапландцы обладают редким искусством стрельбы из лука (такого совершенства в этом не достиг ни один народ). На неприятелей они насылают непогоду, и свое колдовство совершают посредством пения. «Лопари — забытое всем культурным миром племя, о котором не так давно (в конце XVIII столетия) в Европе рассказывали самые страшные сказки. Ученым приходилось опровергать общее мнение о том, что тело ло­ парей покрыто космами, жесткими волосами, что они одноглазые, что они со своими оленями переносятся с места, как облака» [16, с. 593], — писал Михаил Пришвин. Французский путешественник Ламартиньер пишет: «Лапландцы, хотя и очень бедны, грубы и в большинстве колдуны, однако очень верны и не склонны к воровству, что составляет их главную добродетель» [9, с. 24]. Его соотечественник путешественник Жан-Франциск Реньар, посетив­ ший Лапландию в конце того же XVII века, писал об аборигенах россий­ ского побережья, что люди, жившие здесь, выглядят совершенно иначе, чем все остальные. Рост самых высоких не превышал трех локтей... Большего

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz