Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
15 От Lappia и лопарей — до Кольского полуострова и саамов Николай Николаевич Харузин в книге «Русские лопари» писал, что са амы себя называют саоме, суома [20], само, самбо, суоме, а свою землю — Суомаедне, Суомоладне. И когда их спрашивали, что же такое саам, гово рили: «Я есть человек» [22, с. 16]. Так что же первоначально содержит в себе слово «саам»? Если человек по-саамски — олмэ? Пока неясно, но раз народ именует себя именно так, думаю, стоит уважать его желание. Интересно замечание создателя саамского букваря, публициста Алек сандры Андреевны Антоновой, которая утверждает, что «сам» есть «сила». В разговорной речи у саамского народа часто звучат слова «самхэмь» (бес сильный, слабый), выражения «мин сам ев вуал» (сил не хватит) или «ми- нень саммэ ли еннэ» (у нас сил много). Так что, если найдутся ученые-язы коведы, которые заинтересуются происхождением тех или иных слов в са амском языке, они, уверена, докопаются до изначального значения слова «саам». Первые письменные известия о саамах, или лопарях, мы встречаем у древних западных авторов, которые называли их по-старинному «фенна- ми», «скридфиннами», «терфиннами», «лапонцами». Упоминания о саамах можно найти и у Прокопия Кесарийского, визан тийского писателя-историка (примерно 500—565 гг.), и у Адама Бремен ского (1140—1208), и у Саксона Грамматика, датского летописца (конец XII века). Советский этнограф Николай Николаевич Волков в книге «Российские саамы» приводит слова Саксона Грамматика, который пишет о «крайних обитателях Севера», что живут они охотой, все время меняя места обита ния, и не имеют постоянного жилища. Где находят зверей, там и останав ливаются. В их краях отсутствует дневной свет, все погружено в вечную ночь. Много рек и водопадов, а почва бесплодна. Отмечает Саксон Грам матик и то, что лапландцы обладают редким искусством стрельбы из лука (такого совершенства в этом не достиг ни один народ). На неприятелей они насылают непогоду, и свое колдовство совершают посредством пения. «Лопари — забытое всем культурным миром племя, о котором не так давно (в конце XVIII столетия) в Европе рассказывали самые страшные сказки. Ученым приходилось опровергать общее мнение о том, что тело ло парей покрыто космами, жесткими волосами, что они одноглазые, что они со своими оленями переносятся с места, как облака» [16, с. 593], — писал Михаил Пришвин. Французский путешественник Ламартиньер пишет: «Лапландцы, хотя и очень бедны, грубы и в большинстве колдуны, однако очень верны и не склонны к воровству, что составляет их главную добродетель» [9, с. 24]. Его соотечественник путешественник Жан-Франциск Реньар, посетив ший Лапландию в конце того же XVII века, писал об аборигенах россий ского побережья, что люди, жившие здесь, выглядят совершенно иначе, чем все остальные. Рост самых высоких не превышал трех локтей... Большего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz