Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

178 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель ного материала на саамском языке, начинают сочинять сами, делают пере­ воды стихов других северных поэтов. Впоследствии в разные годы у группы лингвистов, возглавляемой Р. Д. Куруч, в которую войдут Н. Е. Афанасьева, А. Г. Хворостухина, Р. И. Яковлева, И. В. Виноградова, выйдут в свет несколько учебных посо­ бий по саамскому языку: «Саамско-русский словарь» (1985), Правила ор­ фографии и пунктуации саамского языка (1995). Однако надо сказать несколько слов еще и о положении дел с саам­ ским языком сегодня. Если все эти годы саамский язык в школе-интернате изучали до 3-го класса, то в последние два года выпускным стал 4-й. Класс- то прибавили, а часы сняли. И если раньше на изучение саамского на все классы отводилось 39 часов, то на сегодня осталось только 8. Разве мож­ но научить детей за такое мизерное количество времени саамскому языку, ведь дети только-только начинают набирать словарный запас, и на этом обучение обрывается. Дома в семьях на родном языке практически не го­ ворят, хотя в селе еще можно услышать саамскую речь от старшего поко­ ления. И все же, несмотря на трудности, более 15 лет в интернате преподает саамский язык Анастасия Ивановна Яковлева и Надежда Анатольевна Зо­ лотухина, которая с недавнего времени перешла работать в ПТУ и препо­ дает саамский язык там. Несколько лет подряд преподаванием саамского языка занималась и Эмилия Константиновна Добрынина. Много сил по­ ложила А. А. Антонова на то, чтобы добиться преподавания родного язы­ ка с 1-го по 11-й класс. И, наконец, в 1999 году началось преподавание в среднем и старшем звене школы-интерната. Но все уроки проводятся всего лишь как факультативные занятия. На каждый класс выделяется только по 2 часа в неделю. Трудность состоит в том, что очень медленно проходит освоение языка. Наконец-то год назад в средней школе в начальных клас­ сах, после большого перерыва, факультативно началось преподавание са­ амского языка. В детском саду ведут преподавание языка Ольга Пауль и Алла Васильева. Проблема состоит в том, что не хватает преподавателей саамского языка, нет учебников. До сих пор дети с 5-го по 11-й классы занимаются по одному пособию, составленному А. А. Антоновой. Учебные пособия, составленные Ниной Елисеевной Афанасьевой и Риммой Дмитриевной Куруч, имеют научный уклон и школьниками воспринимаются с тру­ дом. Как саамы владеют языком своей национальности, видно из следую­ щей таблицы (см. табл. 1).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz