Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
178 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель ного материала на саамском языке, начинают сочинять сами, делают пере воды стихов других северных поэтов. Впоследствии в разные годы у группы лингвистов, возглавляемой Р. Д. Куруч, в которую войдут Н. Е. Афанасьева, А. Г. Хворостухина, Р. И. Яковлева, И. В. Виноградова, выйдут в свет несколько учебных посо бий по саамскому языку: «Саамско-русский словарь» (1985), Правила ор фографии и пунктуации саамского языка (1995). Однако надо сказать несколько слов еще и о положении дел с саам ским языком сегодня. Если все эти годы саамский язык в школе-интернате изучали до 3-го класса, то в последние два года выпускным стал 4-й. Класс- то прибавили, а часы сняли. И если раньше на изучение саамского на все классы отводилось 39 часов, то на сегодня осталось только 8. Разве мож но научить детей за такое мизерное количество времени саамскому языку, ведь дети только-только начинают набирать словарный запас, и на этом обучение обрывается. Дома в семьях на родном языке практически не го ворят, хотя в селе еще можно услышать саамскую речь от старшего поко ления. И все же, несмотря на трудности, более 15 лет в интернате преподает саамский язык Анастасия Ивановна Яковлева и Надежда Анатольевна Зо лотухина, которая с недавнего времени перешла работать в ПТУ и препо дает саамский язык там. Несколько лет подряд преподаванием саамского языка занималась и Эмилия Константиновна Добрынина. Много сил по ложила А. А. Антонова на то, чтобы добиться преподавания родного язы ка с 1-го по 11-й класс. И, наконец, в 1999 году началось преподавание в среднем и старшем звене школы-интерната. Но все уроки проводятся всего лишь как факультативные занятия. На каждый класс выделяется только по 2 часа в неделю. Трудность состоит в том, что очень медленно проходит освоение языка. Наконец-то год назад в средней школе в начальных клас сах, после большого перерыва, факультативно началось преподавание са амского языка. В детском саду ведут преподавание языка Ольга Пауль и Алла Васильева. Проблема состоит в том, что не хватает преподавателей саамского языка, нет учебников. До сих пор дети с 5-го по 11-й классы занимаются по одному пособию, составленному А. А. Антоновой. Учебные пособия, составленные Ниной Елисеевной Афанасьевой и Риммой Дмитриевной Куруч, имеют научный уклон и школьниками воспринимаются с тру дом. Как саамы владеют языком своей национальности, видно из следую щей таблицы (см. табл. 1).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz