Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

174 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель Матрехина, и, конечно, Василий Кондратьевич Алымов. Затем Черняков выпустил еще несколько брошюр на саамском языке: «В помощь учителю, работающему с саамским (лопарским) букварем», «Что дала Октябрьская революция трудящимся саамам?», «Как люди едят?». Но результата, ожи­ даемого всеми от букваря, саамы не получили. Смешанность диалектов ни к чему хорошему не привела, да и латинская графика для восприятия ока­ залась трудной. В 1937-м уже на кириллице вышел саамский букварь Алек­ сандра Гавриловича Эндюковского. Были переведены на саамский язык и изданы в Ленинграде «Книга для чтения», «Арифметика для 1—2-х классов». Но с изменением в стране политической обстановки в 1937 году в саам­ ской письменности тоже происходит реформирование. И хотя в то время ученые достаточно много уже занимались изучением саамского языка, но результатов их труда народ не смог оценить. В Ловозере начальником рай- Учителя Ловозерской средней школы: И. М. Ладошкин, С. А. Ладошкина, А. А. Витол, К. А. Витол, Г. Г. Герасимов, И. Павлов, С. А. Синельникова, С. С. Соколов, Шешуков, Греков, П. Я. Бекретов, К. Г. Лисовой. 1950-е годы. отдела НКВД И. М. Михайловым было сфабриковано дело директора Мурманского краеведческого музея Василия Кондратьевича Алымова как участника саамской национально-контрреволюционной организации, в ко­ тором саамский букварь стал одним из пунктов обвинения в контрреволю­ ционной пропаганде.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz