Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
172 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель языке, на одном из кольско-саамских диалектов финским лингвистом Арвидом Генетцем. Саамский текст был записан русскими буквами. В 1883 году у венгерского ученого И. Халаса выходит «Очерк грамматики русских лопарей» по материалам Генетца. А у самого Генетца в 1891 году — первый словарь кольских диалектов саамского языка. В 1916 году появляется монография Тойво Итконена, финского учено го, «Чередование ступеней согласных в языке саамов России». В ней автор приходит к выводу о наличии в кольско-саамских диалектах трех ступеней долготы. В 1958 году он выпускает в свет большой двухтомный Словарь кольских и колтта диалектов саамского языка, который до настоящего вре мени является единственно полным и надежным источником. В книге «Живописная Россия», изданной в 1882 году, говорится, что в «Финляндской Самеэднам все жители грамотны, а в норвежской стоят еще на более высшей ступени образованности». Есть из тамошних лопарей учи теля, капитаны, лекари, пасторы, писатели, а между тем саамы этой страны не так давно были обращены в христианство. Российские саамы были крещены в XVI столетии, шведские, норвеж ские и финские — только в XVII и XVIII; но к ним христианство пришло с обязательным обучением грамоте, с изданием Библии и церковных книг на лопарском языке, что благотворно отразилось на умственном и нравствен ном развитии народа. Говоря о письменности народа, нельзя обойти вниманием и развитие школ на Кольском полуострове. Первая школа для детей саамов была от крыта в 1888 году, вторая — в январе следующего года, а спустя 10—12 лет школы появились в Ловозерском и Кильдинском погостах. Вначале все школы были церковноприходскими и работали в году 4—6 месяцев из-за полукочевого образа жизни оленеводов, рыболовов и охотников. Обуча лось в них всего 20—35% детей школьного возраста. Дети учились только на русском языке. Немирович-Данченко еще в 1877 году писал, что в его первую поездку к Туломскому падуну у саамов только и было разговоров, как о школе. Навер ное крайняя безграмотность тяготила людей: «Мы народ темный, несмыш леный. Ничего не знаем. Что нам велят, то и делаем. Покажут бумагу — мы ее прочесть не можем; ну и исполняй не по закону. С нас в один год три раза одни и те же подати собирали раз... А была бы школа — с грамотными так нельзя, шалишь. Мы бы нашли тогда управу, не поддались бы!» [5, с. 289] Средства на содержание школы, жалование учителю поступали от Пра вославного Миссионерского Общества. Школа размещалась то в саамской тупе, то в церковной трапезной. Учителем в школе состоял бывший ученик 1-го класса Архангельской семинарии Иван Яковлевич Иванов, законоучи телем — приходской священник.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz