Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
163 Полечи мне ноги муравейником знать заговоры, но нужно было иметь хорошие крепкие передние зубы, ко торыми держали кончик ножа или другой предмет, на который читали на говор. И, конечно же, Иванов-Дятлов, как и Харузин, приводит примеры. Думаю, читателю будет интересно с ними познакомиться: «В большом ходу при хирургических болезнях сажа. Сажей засыпают все свежие порезы, язвы и прочее... Успехом пользуются и оленье сало, наложенное целым куском на рану... Свежие ожоги всех степеней заливаются сразу олифой или каким- либо растительным маслом... На чирьи... накладывают смоченную в хо лодной воде носовую часть заячьей шкурки... Нагноившееся место... зали вается несколькими каплями расплавленного воска с приговором: “Гной, оставь меня, иди к тому, кто лежит в гробу с такой же раной, как у меня” . .. опухоли верхних и нижних конечностей перевязывают оленьими нитками... Сухожилия быка идут для мужчины, сухожилия важенки— для женщины... Лишь настои березовых почек и ягоды можжевельника имеют свое опреде ленное назначение; их дают всегда при простудных заболеваниях с повы шенной температурой и колотьем в боках... При запорах внутрь дают тю лений жир по несколько столовых ложек на р а з ... Лечение зубной боли так же не менее своеобразно. На больной зуб кладут порох, табак, соль, жидкую еловую смолу, березовую почку или завернутые в тряпку кусочки густого человеческого испражнения...» [2, с. 112 — 113] Для лечения фурункулов и абсцессов саамы делали мазь по следующему рецепту: смешивали в равных пропорциях смолу, воду, толченую хвою, ольховую кору и соль, кипятили и этой смесью смазывали пораженные ме ста. Также для лечения фурункулов бралась необработанная смола, кото рую сначала разжевывали, затем с заговором прикладывали к больному месту. При суставных болях использовалась озерная осока, предварительно растертая камнем и запаренная в корыте, куда и помещали больного, на глухо обкладывая одеялами, чтобы больной хорошенько пропотел. Осоку, так как она не теряла свои лечебные свойства, сушили и использовали в лечебных целях зимой. В корыто, наполненное этим настоем, сажали боль ного, наглухо накрывали ровой (спальный мешок из оленьих шкур) и дер жали под ней до тех пор, пока он хорошо не пропотеет... Ветки можжевельника, дымом которого окуривали жилище больного и его вещи, использовались в случае инфекционных заболеваний или для очи щения организма. Причем вода, в которой запаривали ветки можжевель ника, также обладала очистительными свойствами. Несколько интересных саамских советов приводит в работе «Профи лактика и лечение у народов Крайнего Севера Европейской России (саамы и ненцы)» Т. В. Лукьянченко: «В качестве противоцингового средства, мо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz