Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

163 Полечи мне ноги муравейником знать заговоры, но нужно было иметь хорошие крепкие передние зубы, ко­ торыми держали кончик ножа или другой предмет, на который читали на­ говор. И, конечно же, Иванов-Дятлов, как и Харузин, приводит примеры. Думаю, читателю будет интересно с ними познакомиться: «В большом ходу при хирургических болезнях сажа. Сажей засыпают все свежие порезы, язвы и прочее... Успехом пользуются и оленье сало, наложенное целым куском на рану... Свежие ожоги всех степеней заливаются сразу олифой или каким- либо растительным маслом... На чирьи... накладывают смоченную в хо­ лодной воде носовую часть заячьей шкурки... Нагноившееся место... зали­ вается несколькими каплями расплавленного воска с приговором: “Гной, оставь меня, иди к тому, кто лежит в гробу с такой же раной, как у меня” . .. опухоли верхних и нижних конечностей перевязывают оленьими нитками... Сухожилия быка идут для мужчины, сухожилия важенки— для женщины... Лишь настои березовых почек и ягоды можжевельника имеют свое опреде­ ленное назначение; их дают всегда при простудных заболеваниях с повы­ шенной температурой и колотьем в боках... При запорах внутрь дают тю­ лений жир по несколько столовых ложек на р а з ... Лечение зубной боли так­ же не менее своеобразно. На больной зуб кладут порох, табак, соль, жидкую еловую смолу, березовую почку или завернутые в тряпку кусочки густого человеческого испражнения...» [2, с. 112 — 113] Для лечения фурункулов и абсцессов саамы делали мазь по следующему рецепту: смешивали в равных пропорциях смолу, воду, толченую хвою, ольховую кору и соль, кипятили и этой смесью смазывали пораженные ме­ ста. Также для лечения фурункулов бралась необработанная смола, кото­ рую сначала разжевывали, затем с заговором прикладывали к больному месту. При суставных болях использовалась озерная осока, предварительно растертая камнем и запаренная в корыте, куда и помещали больного, на­ глухо обкладывая одеялами, чтобы больной хорошенько пропотел. Осоку, так как она не теряла свои лечебные свойства, сушили и использовали в лечебных целях зимой. В корыто, наполненное этим настоем, сажали боль­ ного, наглухо накрывали ровой (спальный мешок из оленьих шкур) и дер­ жали под ней до тех пор, пока он хорошо не пропотеет... Ветки можжевельника, дымом которого окуривали жилище больного и его вещи, использовались в случае инфекционных заболеваний или для очи­ щения организма. Причем вода, в которой запаривали ветки можжевель­ ника, также обладала очистительными свойствами. Несколько интересных саамских советов приводит в работе «Профи­ лактика и лечение у народов Крайнего Севера Европейской России (саамы и ненцы)» Т. В. Лукьянченко: «В качестве противоцингового средства, мо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz