Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

Полечи мне ноги муравейником о Харузина многие этнографы стремились описать жизнь саамов, но до XIX века никто не описывал методы их лечения. Харузин пишет, что необходимо между нуэйтами и знахарями делать различие, так как пер­ вые лечили колдовством, наговорами; вторые применяли при­ родные средства — травы и т. д., не прибегая к сверхъесте­ ственным силам. Чаще всего знахарские знания передавались от отца к сыну, от матери к дочери. Для саамов знахарь — это народный лекарь. Хотя бывали нуэйты и знахари в од­ ном лице. Этнограф в своем труде «Русские лопари» приво­ дит и некоторые примеры знахарского лечения: «Если рука (нога, палец) заноет, знахарь заставляет класть руку (ногу, палец) в горячую воду и держать ее в ней минут десять... При язвах навязывают на больное место сырое соленое тесто... При головной боли жгут на висках больного трут, приготов­ ленный из березовой губки, тоже делается и при зубной и спинной боли... При воспалениях мажут больное место сы­ рой глиной... Нарывы выдавливаются и затем обвязывают смолой от ели, намазанной на тонкую бересту. При ревмати­ ческих болях натираются скипидаром...» [6, с. 231] Саамам часто приходилось прибегать к самолечению, так как на весь Кольский уезд был один врач. Конечно, зи­ мой он выезжал в саамские погосты, но охватить весь рай­ он в 2600 кв. миль ему не удавалось. М. А. Кастрен приводит пример, как «русская лопарка» лечила вывих: «Она долго водила пальцем по вывихнутому члену, как бы отыскивая боль, и, наконец, отыскав, ухвати­ ла ее ногтями, поднесла ко рту, разжевала и выплюнула. Она повторила это несколько раз без всяких заклинаний, бол-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz