Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
12 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель «конец», «край», «предел». Исследова тель саамской культуры финский язы ковед Тойво Итконен считает, что сло во «лопарь» имеет финские корни слов «Ьаре», «Ьарреа» (сторона). Другой ученый — Е. Итконен — связывает его со шведским словом «Lapp» (место). Русские исследователи Дмитрий Ост ровский и Владимир Львов соглаша лись, что «лопь» — человек, живущий на самом краю земли. Отсюда и лето писная лопь, и новгородская Лопская земля (конечная земля, то есть земля на конце владений); отсюда и Лапландия, Лапия, названия, которыми длитель ное время обозначали огромную тер риторию северней полярного круга: от Беломорья на востоке до Норвеж ского моря на западе. Есть сообщение и голландского купца Симона ван Салингена о земле Лопии в 1562—1565 годах, когда к ней плавали голландцы из Нидерландов. В саамско-русском словаре я нашла еще два слова с корнем лоп — «лоп- пель» — олень-первогодок и «лопье» — тоня. Другие ученые считают, что «лаппи» — от слова «лапь» — «есть», что значит «живу». Какое значение ближе всего к слову «лопь» или «лопарь» сегодня определить, наверное, невозможно. Лопари, как писал известный мурманский историк и краевед профес сор Иван Федорович Ушаков, всегда пользовались у русского населения уважением за честность и доброту. Русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк писал о саамах так: «У очага лопаря — бескорыстие, чес тность, любовь к семье» [ 10]. Краевед В. П. Верещагин — что Бог дал ло парям душу, одаренную прекрасными качествами. Матиас Александр Кас- трен — что «относительно образа жизни русские лопари мало отличаются от наших энарских лопарей» [10]. А в XV веке вошло в бытность название лопский рубеж — граница тер риторий Лопских погостов. Александр Александрович Минкин в статье «О саамских этнотопонимах» пишет, что в новгородской переписной кни ге Вотской пятине упоминается деревня Игнатовская на Вожноозере на Верхней Лопи. Иногда это не лопь, а лопца. В тех же пятинных книгах име ется информация о деревне Нюгозеро на Верхней Лопцы. Лешая и Дикая лопь находились в районе Кандалакшского залива.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz