Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

155 Саамская пища Необходимо заметить еще и то, что и у польских саамов, как у их соро­ дичей скандинавских, были известны случаи доения важенок, хотя широко в Русской Лапландии это так и не распространилось. Мать кормила ребенка обычно своим молоком или приготовляла ему соску из оленьего сала и сахара, из ягод, баранок или черного хлеба с саха­ ром. Из-за отсутствия животного молока, матери кормили детей грудью до трех и даже четырех лет. Также малолетним детям родители выделяли луч­ шие куски. Кухонная утварь саамов была проста и немногочисленна. К ней отно­ сились: медный чайник, чугунный котел (кйммьн), иногда медный, квашонка для теста, каменная плита для печенья, резки (рйсськ) больших лепешек (примерно 30 см по диагонали), деревянные, выдолбленные из нароста боль­ шие и малые чашки (напь), деревянные ложки (коапас), деревянные, вы­ долбленные из целого куска березы, тарелки (каррь) различных форм для рыбы, мяса, деревянные ковши, служившие вместо поварешки, длинная пал­ ка, выструганная из березы или ивы для нанизывания рыбы или мяса для жаренья (нйпчас). Пашштэч вуэннч, илижаркое по-саамски Пудзэ вуйй — оленье масло. И. Шеффер записал рецепт приготовления масла из оленьего молока и сыворотки. Для того, чтобы приготовить мас­ ло, саамы «добиваются свертывания молока в большом котле, что дает сгу­ сток, напоминающий по виду сыр; размешивая содержимое котла палоч­ кой, получают некоторое количество масла темного цвета, которое слегка солят и хранят затем в особом сосуде». Однако приготовление масла, по- видимому, было делом довольно сложным, поэтому имело очень ограничен­ ное распространение. Кроме того, в пищу у саамов шла и сыворотка из оле­ ньего молока (датак). Ее сохраняли в оленьих желудках, которые после за­ боя животных специально оставляли и высушивали для этих целей. Чеммнуж каннЬц — икра с вороникой. Соленую икру рыбы накладыва­ ли в тарелку, добавляли воронику, все тщательно перемешивали и ели. Осе­ нью икру ели со свежей ягодой, зимой — со свежемороженой. Пашштма мёййн — икра жареная. Рыбную икру, за исключением сему­ жьей, смешивают с маслом, толкут и жарят. Сулль мёййн — соленая икра — куль сулль мёййн. Икра крупных сигов, кумжи, щуки засаливается и через два-три дня готова к употреблению с хлебом. Рйсськ мййнэнЬ — лепешка с икрой. Обычно этот рйсськ запекали ле­ том на рыбалке. Икру сигов замешивали в муку в равных пропорциях и выпекали на плоском камне около огня.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz