Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

154 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель Мозг, печенку, язык, лучшие куски мяса ели всегда глава семейства и гости, но так было в старину, сейчас деликатесы обычно предлагаются де­ тям, а затем всем остальным. Яков Иванович Юшков вспоминал, как в старое время саамы ели мозг из костей оленьих ног: «В семье, когда кости ног оленя в котел для варки укладывались, они уже были распределены. Мне — ребенку — доставались кости передних ног — верхняя часть — таммьп называется. Отцу и деду с зад­ них верхних — чуэнчень. Бабушке и маме с задних нижних — нйзкас. Кости оленьих ног раньше варили бережно. В определенное время переворачивая, чтобы жир не стек, не то, что сейчас. Разучились саамы оленье мясо варить». Д. А. Золотарев, как бы подтвержая слова Юшкова, писал в своей рабо­ те: «Наблюдая питание лопарей, пришлось видеть, как ловко лопари раз­ бивают тупым концом ножа длинные кости, чтобы достать мозг, — люби­ мое лакомство лопарей. Если сказать, что разбивается и высасывается за обедом не одна кость, а полное блюдо, то можно представить самую карти­ ну этого лакомства» [3, с. 22]. Волков приводит старинный рецепт пёдзь-уххт — сосновой каши, при­ правленной рыбьим жиром. Такую кашу ели в основном в голодные годы. Чтобы сварить эту кашу, саамы с осени запасались сосновой корой. С дере­ ва снимали белый внутренний слой и подвешивали его над огнем сушить­ ся, после чего толкли, смешивая с мукой, а если муки не было, то варили, добавляя растительное масло. Т. В. Лукьянченко в книге «Материальная культура саамов Кольского по­ луострова конца XIX — XX вв.» подробно описала пищу и хозяйственную утварь саамов. Вот что она рассказывает об употреблении саамами медве­ жьего мяса: «Медвежье мясо считалось лакомством. После снятия шкуры с медведя мясо его разделялось на куски и опускалось в котел. Голова остава­ лась нетронутой. Через некоторое время ее тоже опускали в котел. Варили обычно без соли. У лопарей полагалось варить и съедать все мясо сразу: ни­ чего не оставляя в запас. Во время варки все участники этого ритуала сидели в веже, каждый на определенном месте, по обе стороны от огня» [5, с. 147]. В. Славянский в «Очерках Севера» в 1874 году писал, что несмотря на частые голод и бескормицу, лопарь не решается съесть мясо медведя, зайца или росомахи, птиц они тоже не едят: чаек, зуйков и орлов. Все это, по их убеждению, нечисть. В отличие от самоеда, нужно заметить, лопарь ничего не станет есть сырым или без соли [8, с. 20 — 21]. И дальше, что саам не любит есть один, он всегда рад угостить другого. На праздники и свадьбы саамы готовили кулебяки с семгой, кумжой, хариусами и сигами, оленье мясо пуййт вуэннч (оленье жирное мясо), оленьи мозги и кашу. В одной саамской сказке говорится про любовь лопарки к «сальному пояску»: «Не нужны были бабке ни чай, ни сахар, ни сладкая морошка, а вот поджаренного сала кусочек из-под самой хребтинки оленя — “сальный поясок” — называется, — это ей подай» [7, с. 209].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz