Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
146 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель по-видимому, уже не было связано ни с какими религиозными представ лениями и служило единственно для освещения помещения. В современных вежах, которые хоть и редко, но еще используют саамы в качестве промыс ловых жилищ, таких окон уже нет. Часть вежи между очагом и входом служила местом для различных жен ских занятий. Здесь же находилось ложе роженицы. Передняя часть за оча гом считалась местом чистым и священным и огораживалось с трех сторон поставленными на ребро досками, где хранились запасы пищи, стояла по суда и прочая утварь. На передней стене постройки укрепляли небольшие полочки из досок. На них же ставили икону. В более ранние времена саамы, по-видимому, в этом месте хранили своих идолов, амулеты, другие семей ные сокровища. Переступать границу «чистого места» или даже просто наступать на поставленные доски строго воспрещалось. Внутри одна сторона вежи отделялась доской — там спали старшие чле ны семьи, по другим сторонам вежи размещали домашние вещи. Здесь же на уровне метра от земли прибивались жерди, которые использовали для просушки одежды. В добротной веже бывает даже на полу деревянный настил и небольшое оконце в противоположной двери стене. Чтобы построить такую вежу, двум взрослым мужчинам необходимо затратить почти неделю. Вот как описывает главные «драгоценности» лопаря в веже В. И. Неми рович-Данченко: «...медный чайник, такой же котелок, глиняная посуда и даже — верх роскоши — стеклянный стакан. Пол вежи, по обыкновению, был устлан березовыми ветвями. В веже, что в бане, — вениками пахнет, говорят коляне. Прямо против двери, посредине пола, очаг. Над ним коз лы для подвешивания котлов. По обеим сторонам очага — два бревна. Между ними и стенами вежи направо ложатся мужчины, а налево женщи ны. За очагом перпендикулярно к задней стене тоже два бруса; между ними складывается вся семейная утварь. Для более драгоценных вещей приби ваются полочки к вертикальной стене этого жилья. На полочках иконы, металлические вещи, суздальские картинки, зеркальца. В веже же протя гивается и жердь, на которой сушат вареги, обувь, платье. Таким обра зом, здесь на очень небольшом пространстве, всему отведено свое место, все строго распределено» [3, с. 276 — 277]. Вторым зимним, более поздним, нежели куэдтЬ, жилищем является саамская тупа. Жилище уже более благоустроенное, нежели вежа. В тупе обязательно есть пол, потолок, лавка и какой-нибудь стол. Строится тупа из мелких бревен или толстых досок. Это небольшое четырехугольное со оружение с плоской крышей. Автор книги «Очерки Севера. В пустынях Лапландии» В. Славянский в 1874 году писал, что тупа нечто иное, как переход от вежи к русской избе. Это четырехугольный сруб с одним узким продольным окошком и низень кой дверью. Промежутки между бревнами в ней не заколачиваются ничем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz