Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

От Lappia и лопарей — до Кольского полуострова и саамов Саам или лопарь? У ^ с л и посмотреть на карту Руси (гравюра антверпен- f l i ского издания 1557 г.), то увидим, что северная часть Евразийского материка, а точнее, современный Коль­ ский полуостров и большая часть Скандинавии, обозначе­ на единым непонятным названием LAPPIA, которая мно­ гие столетия для всего мира оставалась практически закры­ той книгой и в которую так хотелось заглянуть, чтобы разгадать ее тайны. Древние и средневековые географы долгое время счита­ ли, что суровый и труднодоступный Север Европы населен народами-монстрами: одноглазыми, многорукими, впада­ ющими в спячку, как медведи. Вот что говорится о степени культурного развития древ­ них саамов и вепсов в Соловецком «Саде Спасения» в XVI веке: «...древле быша сии родове, яко звери дикие, живущи во пустынях непроходимых, в расселинах каменных, не иму­ щи ни храма, ни иного, потребного к жительству человече­ скому, но такмо животным питахуся, зверьми и птицами, мор­ скими рыбами, одежда жи... кожа еленей тем бяше; — ими же кто когда чрево насытит, того они и бога сопоставляши и аще иногда каменем зверя убиет, камень почитает, и аще па­ лицею паразит ловимае, палицу боготворить» [22, с. 137]. Длительный период времени карелы, русские и финны саамов называли лопью, лопарями, «лаппи», «лаппонами», «лаппу». По мнению ряда этнографов, название «лопарь» происходит от карельского Loppi или финского Lappi —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz