Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
144 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель Саамская женщина с ребенком у вежи. 1910 г. концы попарно соединяли так, чтобы одна пара жердей располагалась па раллельно другой. Вверху укладывали жерди так, чтобы оставалось сквоз ное отверстие и можно было укрепить пятую жердь — горизонтальную, или «дымовую», она и скрепляла весь остов, а чтобы каркас был прочным, обе пары валлтэгк скреплялись между собой еще одной или двумя горизон тальными жердями, проходившими вдоль боковых стен параллельно сувв- мурр. К валлтэгк они приколачивались гвоздями. Покрытие вежи состояло из плотно поставленных друг к другу жердей, которые и прислонялись к остову, обложенному березовой, сосновой, еловой корой и дерном. Поверх всего для большего скрепления ставилось еще несколько жердей. Наверху постройки оставляли отверстие для выхода дыма. Самь куэдтЬ, или саамские вежи, были разных размеров, в среднем их площадь составляла 3x3 метра. Постройка имела две двери. Одна служила входом в жилище и устраивалась в южной стене. Ее обычно делали из до сок на железных или деревянных петлях, но иногда применялись и кожа ные или роговые петли. Открывалась эта дверь наружу и благодаря своему наклонному положению сейчас же захлопывалась, что способствовало боль шему сохранению тепла в жилище. В прошлом, по рассказам саамов, в стене, противоположной входу, нахо дилась еще одна дверь, но гораздо меньших размеров, имевшая особый ри туальный смысл и связанная с религиозными представлениями саамов. Эта дверь, как и вся передняя сторона жилища, обращенная на север, считалась священной. Через нее охотники и рыболовы проходили, отправляясь на про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz