Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

142 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель Чум также собирается из жердей, верх покрывается, как и у коввас, бре­ зентом, а вот стены снаружи еще и оленьими шкурами, сшитыми в большое полотнище. Внутри чума становится намного теплее и уютнее. Внутреннее устройство чума несколько отличается от коввас большими удобствами. В частности, все чаще открытый очаг заменяют железной пе­ чью с трубой. Пол чума устилают досками, а для сна оленеводы использу­ ют раскладные кровати. Если лопарские ямы и коввас у нынешних саамов уже не используются, то чумы в тундре они строят и по сей день, хоть и не так часто. Путешествуя по Северу России, русский поэт, журналист-бытописатель Константин Константинович Случевский о чуме написал следующее: «Чум — это вязанка жердей; с одного конца, сверху, они связаны так, что­ бы между концов оставалось небольшое отверстие для выхода дыма; с дру­ гого концы жерди раздвинуты по кругу и понатыканы в землю, в мох, в расщелины между камнями. Поверх этих жердей наложен слоем где дерн, а где досочки; на местах менее прочных настлана оленья шкура, и все это скреплено одно с другим чем Бог послал: веревочкой, прутьями, плетенкой морской травы. Чум этот полная собственность лопаря» [6, с. 135]. Чум Т. В. Лукьянченко в исследовании «Материальная культура саамов Коль­ ского полуострова XIX—XX вв.» пишет, что чум, которым пользуются и сейчас оленеводы Кольского полуострова, состоит из шестов длиной око­ ло 6 м каждый, количество которых колеблется от 24 до 40 штук. Первона­ чально ставятся 3 основных шеста, к которым приставляются остальные.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz