Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
141 От коввас — до избы Так как саамам многие месяцы приходилось кочевать, то их летние жи лища должны были быть легкими и удобными для перемещения с одного места на другое. Речь идет о коввас (о кувоксе) — небольшом шалаше для одного-двух человек, но саамы чаще всего кочевали райдами, семьями, по этому строили коввас довольно вместительными. Площадь средних разме ров коввас — 7—8 квадратных метров. Останавливаясь на ночлег, саам до ставал 8—12 или 18—20 тонких жердей (цяццкнэтЬ), у этнографов упоми нается цянькэн, и устанавливал их конусообразно. Снаружи сооружение обтягивалось оленьей кожей, позднее — брезентом или большим куском сшитой мешковины. Вверху оставляли отверстие, через которое выходил дым и проникал свет. Посредине сооружался очаг, основанием которому служил железный лист, положенный на два бревна. Рядом на досках скла дывались съестные припасы, грудой лежала чайная и столовая посуда. Под стилкой сааму служили хвойные лапы, березовые ветки и оленьи шкуры. Спали они в ровушке, спальном мешке из оленьих шкур. А за спальным местом раскладывалась запасная одежда. Вся мебель в коввас состояла из низенького стола, постоянно перевози мого саамами при кочевках. Входом служило небольшое отверстие, прикрываемое свободным кон цом материала, которым было покрыто жилище. Когда погода ясная, жить в коввас вполне сносно; когда шел дождь или мокрый снег, условия замет но ухудшались. Несмотря на то, что ночами, без огня, в коввас становилось так же холодно, как на улице, саамы спали в одном нательном белье или разде тыми. Место для установки коввас выбирали закрытым от сильных ветров, вблизи хорошего ягельника, недалеко от озера или реки. В. Чарнолуский, будучи в экспедиции Д. А. Золотарева, дает описание стана (спалки), который, по его сведениям, на западе называли — «куоксой». Он пишет, что размеры лопарского стана зависели оттого — один человек будет в нем жить или семья. Стан— легкопереносимое жилище, типа шалаша. Покрывается он особой формы саллв-сэнь — брезента или мешковины. С приходом в Лапландию коми-ижемцев в конце XIX века саамы пере нимают у них строительство чума, большего в размерах, чем коввас и более теплого. В. В. Чарнолуский сообщает нам, что саамы «.. .в куваксах, чумах спят по двое в одной рове; вместо подушек под головы кладут кисы. На ночь моло дое поколение разувается и снимает одежду вплоть до жилета. Некоторые старики раздеваются догола, иные же остаются и в жилете и в каньгах. Не взирая ни на какой мороз, голову оставляют обнаженной даже ночью, когда температура в станушке вряд ли чем отличается от наружной» [8, с. 135].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz