Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
От коввас — до избы Я рочтя название главы, у читателя может возникнуть вопрос: с избой все ясно, но что такое коввас? Это саамское слово не сразу поймут даже искушенные в краеведении люди. У многих на слуху кувокса — перенос ное саамское жилище. Исследователи его писали по-разно му: коувакса, ковакса, куокса и т. п. Правильные же назва ния саамских жилищ (кильдинский диалект) — коввас, куэдтЪ, пэррт. Итак, переходя к описанию жилища саамов, хочу ска зать, что с приходом на Кольскую землю русских саамские строения приобрели иной вид, но нам интересно узнать о том, в каких жилищах жил этот народ в древности. В старину нередко на саамскую землю приходила с раз боем чудь, которая не только грабила, но и отбирала из са амов сильных людей, уводила в полон. Чтобы спастись от ворогов, люди стали прятаться под землей. Так, например, археологами найдено несколько лопар ских ям — жилищ саамов, которые в действительности представляли собой яму, обложенную камнями, а сверху покрытую оленьими шкурами. В центре ямы помещался очаг, возле него — медный котел, каменные грузила, бере стяные поплавки от сетей и другие мелочи. Возраст най денных вещей более 300 лет. Судя по всему, здесь жили са- амы-скольты, или колтосаамы, главным занятием которых было рыболовство. Найдены такие жилища и у Туломско- го падуна, где когда-то был погост. До сих пор здесь име ются заросшие ямки. Исследователем Арктики Николаем Васильевичем Пи- негиным записана сказка, в которой рассказывается о том, как саамы прятались от шишей:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz