Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

Саамские клейма & } Ъ\ £ ц Г Я ачиная разговор о саамских клеймах (тиххт — клей­ мо, ед. ч.), приведу объяснение этого слова В. И. Далем. Клеймо — знак, налагаемый на предметы, метка, пе­ чать; на лошадях — тавро. Был еще знак собственности — тамга, который ставился на различных предметах, деревь­ ях, оружии, коже (шкурах) животных. Изображения на этих знаках могли быть разные, но на­ значение одно — метка собственника. Многие исследователи клейм приходили к мнению, что клейма чаще всего являлись символическими изображения­ ми какого-либо зверя, птицы, предмета или части его. На­ пример, оленьи рога, скребки, щучьи зубы, изгороди, также к ним могут относиться тамги, «напоминающие солнечные диски на крышках колдовских барабанов» [1, с. 51]. Об этом пишет Н. Н. Волков. Он же замечает, что «по мере распадения родов на отдельные семьи начинает дробиться и тамга... Выделяя сына, отец давал ему свое клеймо, добавляя обычно, но иногда и отнимая, какую-либо деталь. Если, на­ пример, тамга отца была ТТТ, то сын получал III и т. д. Клеймо отца, как и дом, наследовал младший сын» Д с. 51]. Николай Харузин говорит, что вторым звеном, объеди­ няющим членов семьи, после фамилий является родовая там­ га. Ей присущ характерный рисунок для всех членов рода, но несколько видоизмененный в отдельной семье. Клейма служили знаком собственности в качестве подписи, кото­ рые ставили на карбасах, домашней утвари, веслах, кере- жах и т. д. Однако очень трудно встретить среди саамских клейм первоначальное. Если унаследовавший клеймо после смер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz