Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
125 Саамские родословные Елизавета Ивановна Фомина Павел Петрович Фомин Мать Н. Большаковой Отец Н. Большаковой вали: Юрьев Иван — сурьезный лопарь, первые две женки у него померли, оставив детей сиротами. Да не то страшно: говаривали, что он настоящий колдун. Разве ж видано за тако го замуж идти, лучше сразу в петлю. Наталья сердобольная: сказала — детей жалко, как им без хозяйки расти? Сошлись... А у меня судьбы не получилось, вскорости в Карелию на лесозаготовки сослали. Несколько лет пришлось по пояс в воде лес сплавлять. Там с ненцем познакомилась, за него замуж пошла и в Сыктывкар уехала, как срок прошел. Да ненец-то мой недолго жил. Преставился. А я вернулась на родину. Тут за второго замуж вышла, с дитем приняла. Да, видно, не судьба мне долго с мужьями жить. Помер. Грешу я на Ивана Юрьева. Наверно, за отказ мой, за то, что упрекнула, будто он две жены в могилу свел, наказал меня. Вот одна я теперь. А дед Федот?! Он недолго жил, не дали, в тюрьму упекли, там и умер. В те годы многие наши люди в тюрьмах сидели. Я этого добра с лихвой испыта ла. А мне Федот уже после войны в сон пришел. Забеременела, да не как положено, сказали, мол, внематочная, оперировать надо. Услышала я это и обмерла. Думала: положат под нож, полоснут, тут и помру. Вижу сон. Стоит передо мной дядя Федот, говорит: “Боишься, На стенька?” Отвечаю ему: “Боюсь, дядя Федот, ой как боюсь!” Он: “Не бойся, племянница, не умрешь. Пускай врачи сделают, что хотят. Я тебя оберегу”. Проснулась, сон вспомнила и поверила в добрый исход. Дядька Федот много знал, только знанья свои передать не успел. Правду сказал, жива, сегодня восемьдесят исполнилось. А дед наш Егор Кондратьевич, тот до ста двадцати жил». Но вернусь к Наталье Федотовне, моей бабушке, и Ивану Ивановичу Юрьеву, который до 1956 года работал в тундре пастухом, Наталья — чум- работницей. Затем с бабушкой перебрался к рыбакам на Сейдозеро. Когда мама на хранение передала мне свидетельство о рождении моей бабушки, выписанное в 1951 году, обнаружила, что в графе, где должна стоять наци ональность родителей — Галкина Федота Максимовича и Галкиной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz