Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
109 Имя — код судьбы сандра — Санндрэ, Афанасия — Афанаска, Федора — Вуэдтар, Мария — Маррьй, Аграфена — ОаврхэнЬ, Елена — Оленк, Тамара — Туэсинь, Вар вара — Варван, Матрена — Моадран, Евгения — Ёаввк. Мужские: Андрей — Вуэнньтре, детское Онка, Василий — Васськ, Ми хей — Мыххе, Иван — Увван, Влас — Ласо, Анисим — ВуэнЬсемь, Онця, Степан — Таххпан, Антон — Вуант, Сергей — Сйрьке, Григорий — Рыг, Егор — Ёгор, Федор — Вуэдтар, Федот — Федэдт, Герасим — Ярсэм, Павел — Поввэль, Илья — Илльй, Поликарп — Каррьп, Прокопий — Про- аццьк, Яков — Як, Максим — Моакксан, Лука — Луххьк, Петр — Педэр, Николай — Мыккла, Патрикей — Пата, Денис— Денси, Алимпий—Альпе, Игнатий — Эвнат, Исаак — Ыссэк, Михаил — Мышшьк, Данил — Тоанэл, Артем — Орьтэмь. Имена из саамских песен: Оадыш, Олься, Чикайло, Катрин. При сочетании имени и отчества у саамов обязательно добавлялось сло во, обозначающее сына или дочь, например: Вуэньтре Васськ альк — Анд рей сын Василия. Маррьй Поввэль нйййт — Мария дочь Павла. Необходимо также отметить, что в саамских семьях очень часто роди тели называли своих детей одинаковыми именами. Так в одной семье мог ло быть до двух Александров, до трех Иванов и так далее. Получая после крещения православное имя, саамы тут же изменяли его на свой лад и называли Андрея уже Вуэнньтре, Степаниду — Тяпэской и так далее. Причем в беседах с Александрой Андреевной Антоновой или крестной Софьей Ефимовной Якимович частенько приходилось сталкивать ся и с таким явлением, когда, вспоминая кого-то, они называли его саам ским именем, а потом не сразу могли вспомнить русское имя. Или вообще вспоминали только саамское имя. Попробуй-ка, не зная, что Туэммьн — это Домна, понять, о ком идет речь. Поняв, что имя может влиять на здоровье, судьбу человека, саамы очень обдуманно давали имена своим детям. Николай Харузин пишет, что саамы (хоть и нечасто) давали своим со родичам прозвища, которые после смерти человека, получившего это про звище, не переходили на его потомков. Прозвища саамы давали, подмечая индивидуальные особенности того или иного лица. И в нынешнее время народ любит давать точные, хлесткие, образные прозвища друг другу. Имя собственное легко использовалось само по себе без дополнений, про звище очень часто требовало поставить рядом настоящее имя человека.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz