Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

109 Имя — код судьбы сандра — Санндрэ, Афанасия — Афанаска, Федора — Вуэдтар, Мария — Маррьй, Аграфена — ОаврхэнЬ, Елена — Оленк, Тамара — Туэсинь, Вар­ вара — Варван, Матрена — Моадран, Евгения — Ёаввк. Мужские: Андрей — Вуэнньтре, детское Онка, Василий — Васськ, Ми­ хей — Мыххе, Иван — Увван, Влас — Ласо, Анисим — ВуэнЬсемь, Онця, Степан — Таххпан, Антон — Вуант, Сергей — Сйрьке, Григорий — Рыг, Егор — Ёгор, Федор — Вуэдтар, Федот — Федэдт, Герасим — Ярсэм, Павел — Поввэль, Илья — Илльй, Поликарп — Каррьп, Прокопий — Про- аццьк, Яков — Як, Максим — Моакксан, Лука — Луххьк, Петр — Педэр, Николай — Мыккла, Патрикей — Пата, Денис— Денси, Алимпий—Альпе, Игнатий — Эвнат, Исаак — Ыссэк, Михаил — Мышшьк, Данил — Тоанэл, Артем — Орьтэмь. Имена из саамских песен: Оадыш, Олься, Чикайло, Катрин. При сочетании имени и отчества у саамов обязательно добавлялось сло­ во, обозначающее сына или дочь, например: Вуэньтре Васськ альк — Анд­ рей сын Василия. Маррьй Поввэль нйййт — Мария дочь Павла. Необходимо также отметить, что в саамских семьях очень часто роди­ тели называли своих детей одинаковыми именами. Так в одной семье мог­ ло быть до двух Александров, до трех Иванов и так далее. Получая после крещения православное имя, саамы тут же изменяли его на свой лад и называли Андрея уже Вуэнньтре, Степаниду — Тяпэской и так далее. Причем в беседах с Александрой Андреевной Антоновой или крестной Софьей Ефимовной Якимович частенько приходилось сталкивать­ ся и с таким явлением, когда, вспоминая кого-то, они называли его саам­ ским именем, а потом не сразу могли вспомнить русское имя. Или вообще вспоминали только саамское имя. Попробуй-ка, не зная, что Туэммьн — это Домна, понять, о ком идет речь. Поняв, что имя может влиять на здоровье, судьбу человека, саамы очень обдуманно давали имена своим детям. Николай Харузин пишет, что саамы (хоть и нечасто) давали своим со­ родичам прозвища, которые после смерти человека, получившего это про­ звище, не переходили на его потомков. Прозвища саамы давали, подмечая индивидуальные особенности того или иного лица. И в нынешнее время народ любит давать точные, хлесткие, образные прозвища друг другу. Имя собственное легко использовалось само по себе без дополнений, про­ звище очень часто требовало поставить рядом настоящее имя человека.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz