Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

Имя — код судьбы ~ж 7"древних людей имя не было неким условным обо- V значением. Скорее, оно определяло место и роль сво­ его носителя в обществе, его предназначение. Счита­ лось, что люди, которые давали имя ребенку, как бы пред­ определяли его судьбу. В древнем Шумере слово «судьба» значило «давать имя». А в Древнем Риме мудрецы, владевшие секретами черной магии, всерьез полагали, что судьбу человека можно изме­ нить, написав имя в перевернутом изображении. Правда, чтобы это исполнилось, нужны были заговоры. Подобные суеверия, видимо, не были беспочвенными, потому что страх перед заклинаниями и заговорами поро­ дили обычай, существующий почти у всех народов и имею­ щий глубокие этнографические корни, — скрывать своё имя. Самуил Реен, на которого в своей книге «Русские лопа­ ри» ссылается Н. Харузин [4, с. 162], утверждал, что саамы имена своим детям давали в честь родственников, как жи­ вых, так и умерших. Старые языческие имена вроде Тор, Финне, Пагге, Гуттарий, Патто-Подния с принятием саа­ мами в Лапландии христианства вышли из употребления. Бывало так, что если ребенок заболевал, имя, данное ему при крещении, заменяли. Харузин пишет, что «раз болезнь происходит от злых духов, они могут повредить лишь тог­ да, когда знают имя данного лица, что стоит лишь скрыть свое имя или переменить его — и дух, не находя данного лица под другим именем, или не зная его имени, будет вы­ нужден отступиться. Это верование, заставляющее одни на­ родности скрывать свое имя, держать его в глубокой тайне, других — давать своим детям имена животных или неоду­ шевленных предметов, чтобы дух мог ошибиться и вселить-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz