Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
103 Саамская семья Семья Захаровых. Село Воронье, 1956 г. Считается, что женщины у саамов пьют, но реже чем мужчины, и курят. Это объясняется тем, что лопарки везде помогают мужчинам, отсюда и муж ские привычки. Хотя курящих саамских женщин в Ловозере было раньше мало, а вот табак нюхали многие. Свое восприятие саамской семьи дает В. Славянский: «Вступая в Лап ландию, покрученники забывают о поморской распущенности нравов. Ло парка — жена верна своему мужу безусловно, а девушка — недоступна по стороннему. Вообще семейная жизнь лопаря могла бы послужить примером и идеалом для более цивилизованных рас. Здесь не было примера, чтобы муж ударил жену. Они никогда не бранятся и скверного слова от них не услышишь. Мы считаем это мирное, кроткое и честное племя дикарями, но скажем, поло жа руку на сердце, кто дикарь — наш ли крестьянин, всегда готовый поколо тить свою бабу, исполняя это как священную обязанность, налагаемую на него званием мужа, или честный и вежливый лопарь, рыцарски нежный со своею женой, сестрой и дочерью. Отсюда ясно, почему вокруг Лапландии и на Мур- мане, и в Кандалакше, и в Коле, и в восточных селах сифилис в русском населе нии общий знакомый, а у лопарей только редкий гость» [6, с. 14]. По данным переписи 1926 года, на 823 саама приходилось 820 саамских женщин. По переписи 1959 года — на 773 саама уже 914 женщин, а вот с 1994 года пошло резкое сокращение как саамских мужчин, так и саамских женщин: на 564 мужчины — 534 женщины, в 1997 году на 569 саамов — 552 саамские женщины. За 1989 год браков, заключенных с лицами другой национальности в Ловозерском районе, зарегистрировано 18, а чистый саамский — только
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz