Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
102 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель Пошла жена пасти стадо, а муж дома остался хозяйничать. Стал он тес то месить. Пока месил, собака мясо из котла выхватила и побежала. Он за собакой, а двери-то не запер. Овцы в вежу забрались, тесто — загубили, морды перепачкали, глаза залепили. Он овец гнать, а они сослепу в озеро попадали. Вернулся муж в вежу, взял белье, побежал на реку полоскать. Тут собака подошла, он на нее: “Ты зачем мясо съела?!”, а сам белье в воду упустил, течением его далеко унесло. Пока он пытался догнать белье, к веже прилетел орел, всех уточек перетаскал. Муж домой бежит: дома дети пи щат, есть просят. А у него ничего нет — мяса нет, теста нет, уток нет. Смотрит: жена уже из тундры идет. Стадо к веже пригнала. Пастушьи собаки с ней. Говорит: “Дай нам поесть, мы голодные!” Муж отвечает: “Ничего нет: мясо собака съела, тесто овцы размазали, глаза себе залепили и в озере утонули, белье течением унесло, а уток орел утащил” . Дети на постели хнычут: “Хлебца хотим!” Что оставалось жене? Говорит: “Эх ты! Принимай оленей — все целы и сыты!”» [8, с. 45] О материнском начале в настоящее время говорит и президент Ассоци ации кольских саамов Нина Елисеевна Афанасьева. Некоторые саамские женщины возмущаются, а где же их мужчины? А они за плечами саамских женщин, по мнению Афанасьевой, их время еще не пришло. И хоть в старинных писцовых книгах саамские женщины никогда не указывались, все же, анализируя саамские роды, можно сделать вывод, что приоритетное место в семье, да и в саамском обществе, занимала и до сих пор занимает саамская женщина. Однако побывавший дважды в Лапландии Чарнолуский придерживал ся общепринятого суждения о главенствующей роли мужчины. Он писал, что на нем лежало общее руководство домостроительством: саамский муж чина ведал всеми работами и заботами, связанными с постройкой или ре монтом жилища, заботился об оленях, о ремонте и обновлении сбруи, са ней, охотничьего промысла. Заготовлял и колол дрова. «Иначе говоря, в его руках сосредоточена вся хозяйственная деятельность по извлечению про дуктов хозяйства в сыром, не обработанном виде, он дает их для перера ботки и выделки женщинам» [9, с. 101]. И далее Владимир Владимирович указывает обязанности женщины в семье. Это мелкие, но очень важные работы, тяжелый промысел, озерное рыболовство. «Хозяйка дома чинит и шьет матерчатую, шерстяную и ме ховую одежду и обувь» [9, с. 102], выделывает меха, плетет и окрашивает сети, убирает жилье, ходит за собаками и овцами, а в некоторых случаях помогает мужчине в охоте. Если нет мужа, обходит или объезжает близлежа щие капканы, да и промысел куропатки исключительно женское и детское занятие... Это мнение русского ученого, воспитанного патриархальным об ществом. А если взять военные годы, то женщины становились пастухами и не хуже мужчин управлялись с тысячными стадами оленей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz