Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

~ЖЪ древних былинах, мифах женщина всегда была носи- t b телем высоких моральных качеств: чистоты чувств, трудолюбия, преданности семье, своему роду. Как бы высшим законом Вселенной на нее уже с тех времен была возложена миссия быть любящей дочерью, в замужестве — доброй, покорной женой и нежной, заботливой матерью. Образ женщины-матери у всех народов был высоко поэти­ зирован и воспет. Саамы считают, что возникновению и продолжению жизни на земле способствовала женщина-прародительница. Именно она по своей природе миролюбивая, стремящаяся к гармоничным отношениям в семье, удерживала мужчин от дурных поступков и войн. Именно у нее глубоко развито чувство ответственности как за жизнь своего ребенка, так мужа и всей семьи. Потому в саамском мире в воспитание девочки вкла­ дывался особый смысл. В его основе — подготовка девуш­ ки к будущему браку, к воспитанию детей, к ведению до­ машнего хозяйства, обучение приемам ремесла. Недаром земля женского рода. Именно она посылает жен­ щине стремление к поиску истины, добра и красоты. Саамы чтили землю, поклонялись божествам, и вполне логично об­ ращение их к земле — «мать-земля». Но когда огонь они на­ зывают огонь-мать, это уже вызывает некоторое изумление. У саамов даже существовал особый культ — культ огня-ма- тери. Опять же потому, что покровительницей очага у них являлась женщина. Считалось, что огонь-мать охраняет ту семью, которой принадлежал очаг. Огонь-мать покровитель­ ствовал всем женщинам рода. Именно женщина питала свой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz