Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
97 Жених и невеста дится в другую кережу, и какое-то время кережи едут рядом, причем оленя ведут «богатыри» за хигны. Отъехав от погос та, раййт устремляется вперед с криками и стрельбой из ружей. Все это выглядит, как угон невесты и погоня за ней. Таким образом они въезжают в поселок жениха, который хватает невесту из кережи как за конную добычу и ведет в свой дом. Но стоит только им переступить порог, как сразу все меняется. Жених отвешивает не весте низкий поклон. «Богатыри» тоже кланяются ей, ласкают ее. Отец и мать же ниха объявляют ее полноправной хозяй кой дома и передают бразды правления в семье. Но невеста еще восемь дней остает ся закрытая платками и мехами, а всякий, кто хочет ее посмотреть, платит деньги. Марина Артемьевна сообщала, что платок с кистями, закрывавший лицо, не веста носила трое суток, затем в час венчания молодых в церкви приходила «тетя», снимала платок и повязывала его, складывая по диагонали, поверх шамшуры. По словам рассказчицы, свадьба в погосте всеми воспринималась как большой праздник. Участники свадьбы надевали лучшие наряды, много в тот день танцевали и играли. Жители погоста выходили на улицу полюбоваться на жениха и невесту. В 1914 году, по словам М. А. Антоновой, тот свадебный обряд, о котором она рассказала, прекратил свое существование как в Кильдинском погосте, так и в других. Хотя церковный брак и считался второстепенным обрядом, все же, если церкви не было ни в погосте невесты, ни в погосте жениха, свадьбу прово дили вторично в том погосте, где она была. Это могло произойти не сразу после саамского обряда бракосочетания, а как через пять дней, так и через пять месяцев. Все зависело от приезда в погост священника. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Анохин Г. И. Современная семья у саамов Кольского полуострова // Скандинавский сборник VII. — Таллин, 1963. 2. Было и второе название жениха — вунхэй. 3. Волков Н. Н. Российские саамы. — DIEDUT, 1996. 7— 1390 Молодая семья Яковлевых: Фекла Гавриловна и Семен Яковлевич
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz