Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.
96 Книга первая. Лапландия — саамов колыбель ли спичку, значит, дарили оленя, если спичку надламывали и углом втыка ли в мякиш, в дар шла важенка. Олень всегда считался самым ценным по дарком. Кто же дарил овцу, тот в шарик втыкал одну спичку. Раньше сбор подарков производился на расстеленной оленьей шкуре. Здесь спичку за менял кусок оленьей шкуры с родовым клеймом. Дарили также вещи, день ги, серебро. Перед дарением подарков, по рассказу Пера Хёгстрёма, после еды кто-нибудь расстилал на столе шелковый платок и, обращаясь к гос тям, кричал: «Вы, которые ели за этим столом, идите и проявите теперь свою милость!» Деньги на свадьбе собирались и еще одним способом: во время танцев невесты с гостями. В одной руке у нее была бутылка с водкой, в другой — серебряная чарка. После каждого танца она предлагала гостю выпить, а он в чарку клал ей деньги. Молодежь особенно часто танцевала любимую всеми кадриль, иногда до двенадцати раз подряд. После свадьбы По старинным традициям XVII—XVIII веков, после свадьбы молодые поселялись в доме родителей невесты, где молодой муж должен был отра ботать тестю в течение целого года. Только после этого отец давал дочери приданое, и молодые отделялись. Но уже к началу XX века саамы этого обычая не придерживались. Как сообщает Н. Харузин, купив себе жену или похитив ее, расплатив шись с ее родителями выкупом, саам мог смотреть на нее как на собствен ность. Теперь он с женой мог делать все, что угодно. Однако все исследова тели и писатели сообщают, что отличительной чертой саамской семьи был мир и согласие. Не было приведено ни одного случая, когда это согласие нарушалось. Уже в XX веке саамская свадьба отличалась от брачных обрядов про шлых веков большим весельем. Гости танцевали саамскую кадриль, «восьмерку», краковяк. Свадебное застолье из дома невесты переносилось в дом жениха... В книге Н. Н. Волкова «Российские саамы» [3, с. 54] о приходе молодой в дом жениха пишется следующее. Когда начинают одевать невесту к вен чанию, она сопротивляется, бьется, прыгает, бегает из угла в угол. Ее, как дикого оленя, привязывают к столбу, и мужчины наставляют на нее ружья. К девушке подходит жених и подает ей хлеб, тогда она начинает ласкаться к нему, что напоминает церемонию усмирения оленя. Как только мужчины увидят, что девушка присмирела, ее тут же хватают, закутывают в платок и меха, сажают в кережу, привязывая для того, чтоб не сбежала. Жених са
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz