Большакова, Н. П. Первые Всероссийские Балашовские чтения в Великом Новгороде / Надежда Большакова // Площадь Первоучителей : литературно-художественный и общественно-политический альманах / Мурм. орг. Союза писателей России. – Мурманск, 2003. – № 3. – С. 141-153

ЗНАКОМСТВО С БАЛАШОВЫМ это вообще возможно воплотить средствами словесной изоб­ разительности ». Необычайно интересным показалось мне сообщение Та­ тьяны Николаевны Яныш, представляющей на чтениях Го­ сударственный архив новейшей политической истории Нов­ городской области, хранителя значительной части докумен­ тального наследия Дмитрия Михайловича Балашова. Татьяна Николаевна рассказывала, что в 1996 году Дмитрий Михай­ лович передал в архив первые свои 56 коробок с документа­ ми. Чтобы перевезти их, пришлось несколько раз к дому под­ гонять машину. И когда последние коробки были погружены, Балашов, глядя вслед машине, с удивлением произнес: «Не­ ужели это я все написал?!». Всего по сдаточной описи в архиве тогда числилось 944 условные единицы. Исходя из ценностей и полноты докумен­ тов, архив Дмитрия Михайловича отнесли к первой катего­ рии. Фонд Балашова является на сегодня самым многочис­ ленным фондом в архивных учреждениях Новгородской об­ ласти. А с профессиональной точки зрения одним из самых интересных. Опись фонда состоит из семи разделов: рукопи­ си книг (719 дел), документы фольклорных экспедиций, пись­ ма Балашова и письма к нему, библиографические докумен­ ты, документы о Дмитрии Михайловиче, документы, отло­ жившиеся в фонде. Первые повести и рассказы «Культпросвет школа», «Моя любовь», «Жизнь начинается с ошибок», «Жизнь и мечта» от­ носятся к периоду работы Балашова на Вологодчине и носят явно биографический характер. Они сохраняют не только юно­ шеские размышления, но и его почти детский почерк. Пер­ вые рассказы, по словам Яныш, являлись откровением не только для нас, но и для самого Дмитрия Михайловича. Ког­ да он посмотрел каталог, то очень удивился, уточняя: «Я та­ кое писал?». Со временем мелкие свои рассказы он уже не помнил. Также Балашов в фонде представлен еще и в качестве драматурга. Сохранились его ранние трагедии «О склепе», «Дерсу Узала» по одноименному роману Арсеньева, другие. Изучая документы Балашова, Яныш отметила, что писа­ теля волновало все: русский фольклор, история русских го­ родов. Место человека в обществе. Сохранность памятников культуры и архитектуры. Вопросы эстетики и религии. Гра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz