Большакова, Н. П. Октябрина: повествование о первой саамской поэтессе Октябрине Вороновой / Надежда Большакова. – Мурманск : Опимах : Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера, 2012. – 110, [1] с. : ил., портр., факс. ; 20 см. + 1 отд. л. генеалог. табл.

Тундра моя — моя жизнь и любовь навсегда. Сколько вершин у тебя, словно скатерти, ровных. Как хорошо здесь, у неба!Да только сюда Труден подъем среди скал и ущелий огромных. («Тундра моя —моя жизнь и любовь навсегда...») «Это было давно...» О происхождении саамской земли и человека у лапландцев есть несколько версий. Существовали два начала: доброе —в образе бога Иммель-айя, и злое —в образе чёрта Перкеля, равных по силе и возможностям. Когда бог захотел сотворить мир, он стал совето­ ваться с Перкелем о том, как лучше его обустроить. Не придя к еди­ ному мнению, они сильно поспорили, и Перкель заковал в желез­ ные цепи Иммель-айя, взгромоздив на него большую гору. Накопив силы, вырвался Иммель-айя на свободу и на этот раз сам Перкеля пленил. Так началась борьба добра и зла. В 1926 году космогони­ ческая саамская легенда была записана Леоном де Комбре: Иммель вызвал дующий штормовой ветер и разъяренных воздушных духов... Вспененная, быстрая, поднявшаяся до неба, пришла морская стена, сокрушая все. Иммель одним сильным ударом заставил перевернуться землю; потом он снова выровнял мир. Теперь горы и возвышенности Не могут быть увидены Пеййве — Наполнена стонами умирающих людей была прекрасная земля, дом человечества. Не светил больше Пеййве в небесах... В черновых записях Октябрины Вороновой, хранящихся в му­ зее её имени, я нашла страницы, посвящённые саамской мифологии, истории, этнографии. И всё же не могла понять, откуда поэтесса узнала о легенде, которая стала доступна широкому читателю толь­ ко в девяностых годах? А ведь у Октябрины в стихотворении о Ло- возерских горах, написанном в восьмидесятых, повторяется версия, записанная Леоном де Комбре. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz