Большакова, Н. П. Октябрина: повествование о первой саамской поэтессе Октябрине Вороновой / Надежда Большакова. – Мурманск : Опимах : Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера, 2012. – 110, [1] с. : ил., портр., факс. ; 20 см. + 1 отд. л. генеалог. табл.

ренной племянницы, писала записки: «Я дома» или «Меня нет», что значило: расположена она кого-нибудь принимать или нет. В то время у Октябрины уже были «отключения» (кризы). Мозг как бы засыпал, и она жила словно в полусне. Потому и ценила каждое мгновение бодрствования. Писала днём, писала ночью, когда про­ сыпалась, писала всегда, покуда были силы. Разве думали про это те, кто направил всю свою энергию про­ тив выхода её книги на саамском языке? Владимир Пожидаев, директор Областного краеведческого му­ зея, в июле 1995-го, передавая в музей имени Октябрины посвяще­ ние ей, недвусмысленно высказал то, что считал правдой: Когда убивали саамскую речь Бездушным ножом алфавита, Пришла она звуки родные сберечь. И тоже убита... Убита! Убита словом... Родничок Человек, Современник, Ты тоже стремишься к народу, Ты впадаешь в него Так, как в море впадает река. Только лишь у народа Богатства бескрайни, как воды, И, наверно, поэтому Щедрость его велика... («Как упрямо река...») Душа Октябрины Вороновой сильнее, острее других впитала боль и печаль своей земли, своего народа. Сколько саамов в России? Чуть больше полутора тысяч. И это на протяжении многих веков! Апочему? Да потому, что народ, живя в гармонии с природой и будучи защищённым ею, тем самым со­ хранял свой этнос. А что теперь? Простодушные саамы с доверием принимали все постановле­ ния, спускаемые сверху. Сначала по велению московских владык лапландских саамов повсеместно привели к православию, убедив, что 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz