Большакова, Н. П. Октябрина: повествование о первой саамской поэтессе Октябрине Вороновой / Надежда Большакова. – Мурманск : Опимах : Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера, 2012. – 110, [1] с. : ил., портр., факс. ; 20 см. + 1 отд. л. генеалог. табл.
ренной племянницы, писала записки: «Я дома» или «Меня нет», что значило: расположена она кого-нибудь принимать или нет. В то время у Октябрины уже были «отключения» (кризы). Мозг как бы засыпал, и она жила словно в полусне. Потому и ценила каждое мгновение бодрствования. Писала днём, писала ночью, когда про сыпалась, писала всегда, покуда были силы. Разве думали про это те, кто направил всю свою энергию про тив выхода её книги на саамском языке? Владимир Пожидаев, директор Областного краеведческого му зея, в июле 1995-го, передавая в музей имени Октябрины посвяще ние ей, недвусмысленно высказал то, что считал правдой: Когда убивали саамскую речь Бездушным ножом алфавита, Пришла она звуки родные сберечь. И тоже убита... Убита! Убита словом... Родничок Человек, Современник, Ты тоже стремишься к народу, Ты впадаешь в него Так, как в море впадает река. Только лишь у народа Богатства бескрайни, как воды, И, наверно, поэтому Щедрость его велика... («Как упрямо река...») Душа Октябрины Вороновой сильнее, острее других впитала боль и печаль своей земли, своего народа. Сколько саамов в России? Чуть больше полутора тысяч. И это на протяжении многих веков! Апочему? Да потому, что народ, живя в гармонии с природой и будучи защищённым ею, тем самым со хранял свой этнос. А что теперь? Простодушные саамы с доверием принимали все постановле ния, спускаемые сверху. Сначала по велению московских владык лапландских саамов повсеместно привели к православию, убедив, что 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz