Большакова, Н. П. Октябрина: повествование о первой саамской поэтессе Октябрине Вороновой / Надежда Большакова. – Мурманск : Опимах : Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера, 2012. – 110, [1] с. : ил., портр., факс. ; 20 см. + 1 отд. л. генеалог. табл.

Например, Аскольд Б а р а н о в , сокурсник Октябрины по институту и земляк по Ревде, сравнивает солнце с «рыжей лайкой», и это свой­ ственно именно ему, потому что собаки —лопарские лайки —часть его жизни. В стихах же Октябрины «солнце огненною лодкою вып­ лывает из-за гор...» («Над туманной поволокою...») Сравнение с «лодкою» тоже оправданно, ведь поэтесса жила на бе­ регу реки Поной, и лодка, как составная часть её жизни, вышла из вос­ поминаний о детстве и трансформировалась в образ солнца. Все это очень ценно в поэзии Вороновой, когда вполне бытовое средство пе­ редвижения по воде приобретает столь красивый поэтический образ. Наверное, лиризм стихов Октябрины заставил обратить на себя внимание и мурманских композиторов В. Попова, В. Матвеева, О. Али­ стратова, А. Ляпина, Н. Матвиенко. И зазвучали песни на стихи поэтессы. Учитель музыки г. Мончегорска Елена Лобанова и её ученица Мария Бовыкина написали работу «Песни на стихи саамских по­ этов как феномен культуры Кольского края», в которой впервые рассматривалась саамская поэзия в музыкальном жанре. Елена Александровна пишет, что тематический диапазон лирики Октяб­ рины Вороновой очень широк, произведён точный отбор изобрази­ тельных средств, подвижен и полифоничен стих поэтессы. Напри­ мер, в «Солнечной песенке» Владимира Попова, как пишет Лобанова, неуловимо оживают прекрасные связующие звенья того, что называется малой Родиной. «Мелодия легка и изящна. Подвиж­ ный темп, светлая мажорная окраска помогают выразить радост­ ное настроение, ощущение молодости и счастья». Елена Александровна со своей ученицей замечают, что в стихах Вороновой много непосредственности, лёгкости, «детскости», и дела­ ют вывод, что в «...основе их простоты —опора на народные представ­ ления, на фольклор, на безыскусность народного мировосприятия». Не оставило поэтическое слово Октябрины Вороновой равно­ душным и композитора Олега Алистратова. К 65-летию со дня её рождения у него появились три песни: «Поле жизни», «Куда же ты, обласканная птица?», «Берёза». В 2004 году мурманский композитор Николай Семёнович Мат­ виенко также пишет три новые песни на стихи О. Вороновой: «Хочу остаться на земле», «Возвращение в юность» и «Семь примет», в ко­ 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz