Большакова, Н. П. Октябрина: повествование о первой саамской поэтессе Октябрине Вороновой / Надежда Большакова. – Мурманск : Опимах : Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера, 2012. – 110, [1] с. : ил., портр., факс. ; 20 см. + 1 отд. л. генеалог. табл.
Чтобы помочь читателю почувствовать дух того времени, я хочу обратиться к районным газетам 1947 года. В одной их них писалось: сИсполком Ловозёрского сельского Совета рассмотрел вопрос о са нитарном состоянии в интернате... Из детей старшего возраста, проживающих в интернате, избран старостат, между членами ко торого строго распределены обязанности. Старостат назначает дежурных, следит, чтобы вовремя были подвезены продукты, вода, контролируетработу санитарного поста. Санитарный пост строго следит за чистотой в помещениях, организует соревнования на луч шее состояние комнат, выставляет оценки... Но всёже имеются слу чаи, когда не соблюдаются санитарные нормы и правила. Причиной этого является то, что само помещение интерната очень тесное, в комнатах большая скученность. Кроме кроватей, здесь негде раз местить мебель, которая приобретается, поэтому в комнатах не совсем уютно... Дети, проживающие в интернате, длительное вре мя оторваны от своих семей. Поэтому очень важно создать в ин тернате такие условия, чтобы дети не чувствовали этой оторванности и могли спокойно жить и заниматься в школе...» Послевоенные годы были трудными, например, на одиннадцать девчонок в школе-интернате была всего одна пара рабочих боти нок. В них-то, по воспоминаниям Октябрины, школьницы по оче реди умудрялись ходить не только на работу, но и на танцы. За деревней на опушке Нынче игрища идут. И весёлые частушки На деревьях ветви гнут. («Кадриль») На мой взгляд, открытие интернатов было одной из самых боль ших ошибок Советской власти. Именно интернаты оторвали ребят от привычных условий жизни, от милых сердцу занятий, от нацио нальных промыслов предков. И если раньше девочки с малых лет учились шить из меха тоборки и малицы, вышивать бисером, рыба чить, то, обучаясь в интернате, постепенно утрачивали интерес к мастерству своих мам и бабушек. Если мальчишки раньше горди лись тем, что умели быстро и ловко поймать на аркан оленя, за прячь упряжку, лихо промчаться на ней по тундре, то в большом селе потянулись к машинам, технике, доселе не виданной ими. Так незаметно интернат в жизни оленного народа совершил своё пагуб ное действие: оторвал детей от традиций предков, нарушив тем са- 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz