Большакова, Н. П. Октябрина: повествование о первой саамской поэтессе Октябрине Вороновой / Надежда Большакова. – Мурманск : Опимах : Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера, 2012. – 110, [1] с. : ил., портр., факс. ; 20 см. + 1 отд. л. генеалог. табл.

Чтобы помочь читателю почувствовать дух того времени, я хочу обратиться к районным газетам 1947 года. В одной их них писалось: сИсполком Ловозёрского сельского Совета рассмотрел вопрос о са­ нитарном состоянии в интернате... Из детей старшего возраста, проживающих в интернате, избран старостат, между членами ко­ торого строго распределены обязанности. Старостат назначает дежурных, следит, чтобы вовремя были подвезены продукты, вода, контролируетработу санитарного поста. Санитарный пост строго следит за чистотой в помещениях, организует соревнования на луч­ шее состояние комнат, выставляет оценки... Но всёже имеются слу­ чаи, когда не соблюдаются санитарные нормы и правила. Причиной этого является то, что само помещение интерната очень тесное, в комнатах большая скученность. Кроме кроватей, здесь негде раз­ местить мебель, которая приобретается, поэтому в комнатах не совсем уютно... Дети, проживающие в интернате, длительное вре­ мя оторваны от своих семей. Поэтому очень важно создать в ин­ тернате такие условия, чтобы дети не чувствовали этой оторванности и могли спокойно жить и заниматься в школе...» Послевоенные годы были трудными, например, на одиннадцать девчонок в школе-интернате была всего одна пара рабочих боти­ нок. В них-то, по воспоминаниям Октябрины, школьницы по оче­ реди умудрялись ходить не только на работу, но и на танцы. За деревней на опушке Нынче игрища идут. И весёлые частушки На деревьях ветви гнут. («Кадриль») На мой взгляд, открытие интернатов было одной из самых боль­ ших ошибок Советской власти. Именно интернаты оторвали ребят от привычных условий жизни, от милых сердцу занятий, от нацио­ нальных промыслов предков. И если раньше девочки с малых лет учились шить из меха тоборки и малицы, вышивать бисером, рыба­ чить, то, обучаясь в интернате, постепенно утрачивали интерес к мастерству своих мам и бабушек. Если мальчишки раньше горди­ лись тем, что умели быстро и ловко поймать на аркан оленя, за­ прячь упряжку, лихо промчаться на ней по тундре, то в большом селе потянулись к машинам, технике, доселе не виданной ими. Так незаметно интернат в жизни оленного народа совершил своё пагуб­ ное действие: оторвал детей от традиций предков, нарушив тем са- 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz