Большакова, Н. П. Октябрина: повествование о первой саамской поэтессе Октябрине Вороновой / Надежда Большакова. – Мурманск : Опимах : Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера, 2012. – 110, [1] с. : ил., портр., факс. ; 20 см. + 1 отд. л. генеалог. табл.
По-видимому, первобытные люди устраивали здесь засады и били животных на плаву или при выходе на берег, а после успешной охоты справляли празднества с ритуальными дей ствиями. Возможно, это место было и святилищем саамов. Петроглифы Поноя создава лись на протяжении длительного времени, поэтому более поздние выполнены несколько схематич но, но значительно совершеннее и разнообразнее по тематике. Н. И. Турина, доктор истори ческих наук, археолог, рассказы вает, что самой уникальной сце ной, изображенной на камне, Камень Поноя является сцена «День рождения в Ловозерскоммузее оленёнка». Это довольно круп ная фигура оленя с большим отвислым животом, под которой пер пендикулярно выбита фигурка маленького тоненького оленёнка. А рядом —двойной круг, символ солнца, символ жизни: «Жизнь без оленей —как будто без соли еда...». Местные жители, узнав о петроглифах, припомнили, что и на самом деле находили около камней, лежащих близ воды, куда обыч но чальмны-варрцы приходили полоскать бельё (и Октябрина в том числе), кусочки сухой охры или краснозёма. Потому, наверное, по исчислении времени появились такие её строчки: И как будто ожил он, вздыхая, Отходя от векового сна. И на лбу широком проступая, Древние открылись письмена: Человек преследовал оленя. А олень летел что было сил, И шаман усталый на коленях Прямо к солнцу бубен возносил... («Рисунки на камне») 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz